Что утверждает Праздник Обре́зания?

Праздник Обре́зания — во-первых, утверждает, что Христос «плоть от плоти» Богоизбранного народа, о котором возвещали тысячу лет пророки. Он истинная «Утеха Израиля», долгожданный Мессия, пришедший спасти человечество; во-вторых этот праздник провозглашает на весь мир, что Христос не призрак, не аватар Божества, не картонно-телесная маска Абсолюта. Он настоящий человек во всей мыслимой полноте человеческой природы.

Из всех православных двунадесятых и великих праздников праздник Обре́зания Госпо́дня отмечаемый церковью «тихоструйно» и неярко, является, может быть, самым таинственным и прообразующим праздником-фактом. Его смысл настолько глубок и превосходит всякое человеческое постижение, что Отцы Церкви предпочитали молчание словам. Из русских святых, практически единственный — святитель Дмитрий Ростовский дерзнул сказать:

«В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех»
Обращаем внимание наших читателей на два слова: «боль» и «грешник». Первое, несомненно, предупреждает восхождение на Крест, а второе указывает на Гефсиманские страдания. Таким образом, этот праздник знаменует будущие искупительные подвиги Господа нашего Иисуса Христа. Он страдал в Гефсиманском саду и жестоко умирал на Кресте не как ментальный персонаж совершенно не чувствовавший боли и муки, а как живой реальный человек. О большем умолчим. Упраздняя полноту вочеловечивания Христа «мудрствующие лжеименным разумом» разрушают все Дело Сына Божьего по спасению людей, отвергают Церковь, Евхаристию и все Таинства; вновь разъединяют людей и Бога; делают недоступным Царство Небесное и отбрасывают человеческий мир от Света Христова в безблагодатную тень Ветхого Завета.

По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты).

Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1, 21); (Мк. 16, 17); (Мк. 9, 38-39); (Лк. 10, 17); (Деян. 3, 6); (Деян. 3, 16); (Фил. 2, 9-10).

Святитель Феофан Затворник сравнивал праздник обрезания с «обрезанием сердца», когда отсекаются страсти и похотные расположения:

«Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чём прежде находили удовольствие, начнем с этого момента жить единственно для Бога во спасение своё»

Поделиться:

Читайте также: