Проповедь в Неделю преподобного Иоанна Лествичника

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братия и сестры, четвертое воскресенье Великого поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника. Это имеет глубокий смысл.
Пост неразрывно связан с покаянием, но что значит покаяться? Это значит переменить грешные мысли и чувства, возродиться, стать новым человеком. Взамен жизни оскверненной мы созидаем жизнь новую, по заповедям Божиим.
Духовное возрастание наше происходит «от силы в силу», мы как бы восходим по ступеням лестницы. Преподобный Иоанн Лествичник оставил нам прекрасное сочинение, содержащее учение о восхождении человека к Богу, под названием «Лествица». Оно учит, что духовное возрастание и преуспеяние христианина достигается посредством подвигов. Человеку, идущему по пути к Царству Небесному, Бог подает Свою помощь и силу, а со стороны человека требуется труд и самоотвержение.
«Лествица» содержит тридцать ступеней — глав.
Это отречение от мiра, беспристрастие, странничество, послушание, покаяние, память смерти, плач, кротость.
Описываются страсти и греховные состояния, даются наставления по борьбе с ними. Начертываются добродетели — «священная и блаженная молитва», а также смиренномудрие, рассуждение и безмолвие. Увенчивается «Лествица» описанием трех добродетелей — веры, надежды и любви.

Братия и сестры, сегодня мы слушали евангельское повествование об исцелении Господом бесноватого отрока. Оно показывает нам силу веры и молитвы и бессилие неверия. Как и все Евангелие, оно убеждает нас, что добро побеждает зло.

Когда Господь наш Иисус Христос пришел на землю, народы ложно верили в силу зла и слабость добра. Злые духи обрели такую силу, что даже Сам Христос называл их предводителя князем мира сего.
А старейшины иудейские приписывали демонам и их силе все Божественные дела Спасителя.
Не происходит ли подобное и в наше время? Мы видим много зла вокруг. Эгоизм, несправедливость, алчность, неверность, жестокосердие и иные пороки встречаются, можно сказать, на каждом шагу.
Телевидение, интернет, большинство средств массовой информации ежедневно и ежечасно сообщают о преступлениях, убийствах, катастрофах. При этом о добрых делах информации значительно меньше.
Может создаться впечатление, что жизнь в Отечестве нашем, якобы, плоха и бесперспективна. С другой стороны, мы, христиане, ясно видим, что зло присутствует не только вне, но и внутри нас.
Исполнение каждой заповеди Спасителя требует от нас усилий и подвига. Мы верим Евангельскому благовестию и, при этом, постоянно согрешаем. От распространения зла на земле может показаться, что силы зла побеждают. Однако это не так, это — ложь, изобретенная отцом лжи дьяволом.
Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы уничтожить в людях малодушную боязнь зла и явить превосходство силы добра над силой зла, чтобы посеять и утвердить веру в добро, во всемогущество добра, в непобедимость и вечность добра.
Он открыл людям правду о мире видимом и невидимом и обещал пребывать с нами во все дни до скончания века (Мф.28,20). Единый, Благой, Премудрый и Всемогущий Бог является не только Творцом, но и Властителем, и Промыслителем мира духовного и физического, видимого и невидимого.
Спаситель заповедал Своим ученикам не бояться никого и ничего в этом мире. Он обещал, что и волос с головы нашей не погибнет (Лк.21,18) без Его воли. Всемогущество и премудрость Божии настолько совершенны, что всё, случающееся в нашей жизни, все внешние события, касающиеся нас, Господь обращает нам во благо. Мiр управляется Промыслом Божиим, пекущимся о спасении каждого человека.
Сегодняшнее Евангелие повествует, что после Своего славного Преображения Господь спустился с горы и увидел множество людей и книжников, спорящих с учениками. Один из народа сказал: Учитель! Я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет (Мк.9,17,18).
От страшной болезни отрока — одержимости злым духом — страдали и сын, и отец, и все их близкие. Но всегда ли страдание является злом? Многие люди по неведению всякое страдание считают злом. На самом деле страдание не есть зло, оно — следствие зла, но также и лекарство от зла.
Страдания и зло — не от Бога исходят, причина их — грех и дьявол. Так, страдания, вызываемые нападением злых духов на человека, имеют две причины — грех или зло самого человека и зло дьявола и ангелов его.
Страдания, причиняемые одними людьми другим людям, имеют те же две причины — грех или зло обижающего и грех или зло обидимого. Бог же попускает страдания с благой целью — чтобы очистить и освободить человека от греха и от власти дьявола и приблизить его к Себе.
Вместе с тем, Бог, по человеколюбию Своему, ограничивает силу врагов наших — дьявола и подчиняющихся ему людей и духов и хранит род человеческий, пока в нем пребывает истинная вера.
Иначе враги эти давно бы подчинили душевно, а потом и уничтожили телесно всех людей, как стадо свиней гадаринских. Если бы Бог не ожидал терпеливо обращения и исправления людей и не хранил нас, то враги видимые и невидимые давно уничтожили бы и Россию, и народ русский, и всех людей.
Поэтому, дорогие мои, никакие усовершенствования жизни нашей, без покаяния и обращения к Единому Богу, в Троице покланяемому, не спасут нас ни от врагов видимых, ни, тем более, от врагов невидимых.
Спасут же нас покаяние, вера, надежда, любовь и добрые дела веры, ибо благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей, по слову апостола Павла (1 Тим.4,8). Сам Господь говорит нам: Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк.12,32).
Вернемся к евангельскому повествованию. Отец отрока сказал Господу: Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, то есть беса, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? (Мф.9,18,19)
Почему же ученики не смогли помочь бесноватому отроку?
Причины три: это их собственное маловерие, маловерие отца отрока и неверие присутствовавших книжников.
Господь сказал отцу бесноватого: Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.
И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию (Мк.9,23,24). Эти слова означают: помоги мне, Боже, веровать в Тебя. А также: помоги мне полностью отвратиться от зла и сочетаться Тебе.
Что же такое вера? Апостол Павел говорит: Вера есть уверенность в невидимом (Евр.11,1) и в ожидаемом, как в видимом и настоящем.
Без веры угодить Богу невозможно (Евр.11,6), поэтому только верующие наследуют вечную блаженную жизнь. Вера православная заключается во всецелом принятии учения о Боге, мiре и человеке, открытого людям Самим Богом, и в исполнении Его заповедей. Это Богооткровенное учение превосходит человеческий разум и может быть принято только верой.
Видя надежду и искреннее желание отца отрока уверовать, Господь изгнал нечистого духа из бесноватого. Вера необходима для нашего спасения и, по слову Спасителя, все возможно верующему. Без веры человек не имеет связи с Богом — единственным источником жизни и силы духовной.

К сожалению, вера грешного человека слаба, как и вера отца бесноватого отрока. Подобно этому отцу, и нам необходимо осознать свое маловерие и потребность в умножении веры.
Как же укрепляется наша вера?
Первое средство видим из сегодняшнего евангельского повествования — это молитва. Бог внимает искренней молитве, особенно же молитве со слезами. Будем взывать вместе с отцом отрока: Господи, помоги моему неверию и маловерию, приложи мне веру и спаси меня.
Главное же средство утверждения нашей веры — это личный опыт жизни человека по Евангелию, по заповедям Божиим. Каждому православному христианину, стремящемуся проводить жизнь согласно евангельским заповедям, открывается, с одной стороны, его личная немощь и поврежденность грехом, а, с другой — всемогущество, человеколюбие и любовь Божии.
Веру и убеждение, основанные на личном опыте богообщения, невозможно опровергнуть. Весь еврейский синедрион не мог убедить слепорожденного — человека, которого исцелил Господь, что исцеливший его — человек грешный, которого Бог не слушает.
Истинное знание о Боге и о всем мире Божием открывается только понуждающим себя исполнить евангельские заповеди. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Посредством добродетелей и заповедей открывается для нас дверь ведения. Другим же каким-либо способом достигнуть его невозможно».
Когда ученики спросили Спасителя: почему мы не могли изгнать нечистого духа? — Христос ответил им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мф.9,29).
Эти слова Господа показывают причину, по которой мы часто не можем победить наши страсти и демонов, вовлекающих нас в грехопадения. Причина бессилия — наше маловерие, а также нежелание понудить себя на молитву, пост и на добрые дела веры.

Молитва для нашего спасения так же необходима, как и вера. Где есть вера, там обязательно есть и молитва. Как пища для тела, так и молитва необходима для души каждого верующего.
Душа человека, будучи дыханием Божиим, постоянно стремится к Богу как источнику своего бытия и только в Нем находит радость и покой. По слову Иоанна Лествичника, молитва есть матерь всех добродетелей.

Когда Господь наш Иисус Христос приближался к бесноватым, то демоны с воплями бежали. Так и ныне Господь приближается к нам, когда мы усердной молитвой призываем Его. От Него бегут наши мучители — демоны, и страсти теряют свою силу. Вот почему Спаситель сказал: Бдите и молитесь, да не внидете в напасть (Мф.26,41). Молиться заповедано нам непрестанно (1 Сол.5,17). Поэтому молиться нужно не только в тишине и уединении, но и занимаясь житейскими делами. Человек, при желании, всегда может и должен найти время для молитвы. «Часть времени, данная взаем Богу, не пропадает, — учит святитель Василий Великий, — но вознаграждается Им с великим прибытком. Ибо все те обстоятельства, которые способствуют к делу, благоустроит Господь предпочитающим духовное, подав… [им] благоуспешность в жизни». Он же пишет: чтобы достичь нерассеянности в молитве, надо твердо веровать, «что Бог перед нашими очами», тогда «молящийся… будет иметь ум, не уклоняющийся от» Господа.

О посте святитель Василий сказал: «Пост предпосылает молитву нашу на небо, делаясь для нее как бы крыльями». Христианину необходимо так устроить свою жизнь, чтобы плоть была в послушании у духа, а это невозможно без поста и воздержания. Однако пост телесный — это только средство в борьбе с грехом. Истинный духовный пост заключается в обуздании страстей, в воздержании от греха. А истинные плоды поста — это дела любви и милосердия, взаимное прощение обид и смирение перед благой волей Божией.

Братия и сестры, внимательная молитва и благоразумный пост имеют великую силу в деле нашего спасения. Каждый христианин, желающий очиститься от страстей и грехов, должен с решимостью проходить предлежащий подвиг молитвы и поста. Да поможет нам в этом Господь Своею благодатию и человеколюбием, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Поделиться:

Читайте также: