К 120-летию храма

— в казначейство – 15 руб. 87 коп.,

— на постройку Собора Святой Троицы в Петрограде – 1 руб. 78 коп.,

— на постройку храма Александра Невского в Москве – 82 коп.,

— в пользу детей , воинов павших в бою – 1 руб. 10 коп.,

— на голодающих -1 руб. 63 коп.

Апрель

— в Красный Крест – 20 руб. 60 коп.

Май

— на пострадавших от военных бедствий – 1 руб. 15 коп.,

— на голодающих в Буковине и Галиции – 1 руб. 30 коп.,

— на построение переселенческих церквей в Сибири – 3 руб. 60 коп.,

— на построение Великого Собора в Петрограде – 97 коп.

Июнь

— в Красный Крест – 16 руб. 37 коп.1

В годы Первой мировой войны повсеместно при храмах возникали Попечительские советы, которые брали на себя заботу о солдатских семьях, инвалидах, сиротах, беженцах. Попечительским советом при Покровской церкви в 1914 году ежемесячно 5 солдатским семьям выплачивалось по 9 рублей,2 в 1916 году было выдано 16 солдатским семьям пособий деньгами, мукой и мясом на 282 руб. 93 коп.3 

Участвовала Покровская церковь и в мероприятиях, далеко выходящих за пределы не только прихода, но и города. Так, с 17 по 20 сентября 1918 года в здании Покровской церкви проходил съезд законоучителей Западной Сибири. Временное Сибирское правительство и комендант Ново-Николаевска поручик Степанов дали на это разрешение.4 Епископ Анатолий приветствовал съезд телеграммой.

Помещения Покровской церкви активно использовались для чтений в защиту православия и для борьбы с баптизмом. На эти чтения приезжал из Томска священник А. Бельский, а их проведение подробно освещалось в Томских епархиальных ведомостях.5 Много было сделано добрых дел людьми, сплотившимися вокруг Покровской церкви. Это особенно проявлялось в организации благотворительных обществ. Искренне верующий человек просто не мог плохо работать, хозяйствовать на земле, которую считал созданием Божиим, или отказать в помощи нуждающемуся. Воцерковление начиналось с крещения младенца и продолжалось до последнего дыхания. Воцерковление означало не только восприятие православия во всех проявлениях, но активное начало в повседневной жизни людей.

До революции и в первые послереволюционные годы Ново-Николаевск входил в состав Томско-Алтайской епархии, и в 1917 году в Ново-Николаевске находилось 6 православных храмов: собор святого Александра Невского, Пророко-Данииловская церковь, Покровская церковь, Вознесенская церковь, Воскресенская (кладбищенская) церковь и Богородице-Казанская (Закаменская) церковь. Однако с революционными событиями прервались многие замечательные традиции. Отход от Бога стал причиной многих бед. Безбожие и атеистическая пропаганда в конечном счете привели к череде трагических последствий. Утрата религиозности давала о себе знать в братоубийственной Гражданской войне, в последующих годах политических репрессий и в современных проявлениях двойной морали.

1.7. Храм при Советской власти (1921-1939 гг)

В 1922 году по инициативе и при активном участии органов государственной власти Советской России в Православной Российской Церкви начался раскол. Группа православного духовенства, взявшая название «Живая церковь», попыталась отстранить от церковного управления предстоятеля Русской церкви патриарха Московского и всея России Тихона. Арест патриарха Тихона, прекращение функционирования патриаршего церковного управления и поддержка советской власти (в том числе её репрессивных органов) привели к быстрому росту обновленчества.

1 ГАНО. Ф.Д-159. Оп.1. Д.80.

2 Там же. Д.58, Л.1об.-3об.

3 Там же. Д.90. Л.33об.

4 Там же. Д.127. Л.10.

5Томские епархиальные ведомости. 1913. № 21. С. 1241–1242.

Поделиться: