Книга Бытие

Первые пять книг св. Писания Ветхого Завета – Бытие, Исход, Левит, Числ, Второзаконие, написанных Моисеем и составляющих по своему содержанию, как повествующая об основных законах нравственной и гражданской жизни и главных религиозных обрядах ветхозаветных людей, отдел книг законоположительных в своей совокупности называются одним общим названием Пятокнижия.

Можно полагать, что это наименование дано книгам Моисеевым теми толковниками, которые в III веке до Рождества Христова переводили Слово Божие с еврейского языка на греческий. У евреев же в древнее время эти книги составляли одну книгу, которая называлась Законом, она подразделялась на пять частей, озаглавливавшихся своими начальными словами. Но впоследствии каждая из этих частей получила вид отдельной книги и название, указывающее на ее содержание.

Время, место, главный предмет и цель написания книги Бытия.

О времени и месте написания книги Бытия определенных и достоверных известий нет; но так как Моисей призван был Господом к пророческому служению лишь после бывшего ему богоявления на горе Хорив (Исx., III гл.), то с вероятием можно полагать, что она написана им не раньше этого времени, а позже, во время странствования Евреев по пустыне Аравийской.

В книге Бытия, как показывает самое название ее, повествуется о происхождении (бытия) мира, человека и падение людей – это первая часть книги. Вторая часть излагает первобытную историю падшего человечества до всемирного потопа и после него. Наконец, третья часть книги заключает в себе историю установления Богом завета с патриархами.

Кратко содержание книги Бытия можно передать так. После повествования о сотворении мира и человека, грехопадении прародителей и наказании их, Бытописатель рассказывает о данном тогда же первом обетовании о Спасителе, потом о размножении человечества и усилении на земле пороков, которые вызвали правосудный гнев Божий, выразившийся в наказании нечестивцев всемирным потопом. Один праведный Ной со своим семейством спасается от этого великого бедствия, и Господь с Ноем, как представителем послепотопного человечества, заключает завет, вторично обещая спасение миру чрез пришествие Искупителя. Далее священный Бытописатель рассказывает о том, как снова нечестие широкой волной распространилось в человечестве и как Промыслу Божию благоугодно было избрать из среды всех народов народ Еврейский, чтобы сделать его хранителем в роде человеческом истинной веры в Бога и обетований о Спасителе. Родоначальниками или патриархами народа еврейского были: Авраам, Исаак и Иаков. Переселение их в землю Ханаанскую и сохранение их здесь, заключение завета с Авраамом и неоднократное повторение обетования о Спасителе всем этим троим патриархам составляет содержание третьей части книги Бытия, которая и заканчивается повествованием о смерти патриарха Иосифа в Египте.

Что же касается цели написания книги Бытия, то она состояла в том, чтобы сохранить для будущих поколений истории происхождения мира и человека и первоначальных судеб человечества, в особенности же сохранить в чистоте учение о Спасителе мира в пророчествах, обетованиях, прообразованиях и наряду с этим учением других соприкосновенных с ним вероучительных и нравоучительных истин.

Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета (Л. И. Бриллиантов).

Поделиться:

Читайте также: