ЗАЧЕМ НУЖЕН ПЕТРОВ ПОСТ?

Установление Апостольского поста относится к первым временам Православной Церкви. О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских:

«После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти»

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.

 

Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

 

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский.

Ропот свидетельствует о нашем плотоугодии.

– Смирение – это одна из важнейших заповедей. Не будем забывать об этом, говоря и о Петровом посте. Церковь заповедовала нам поститься сейчас – и слава Богу! Тем более что пост этот не тяжкий: и рыба разрешается в определенные дни, и овощи поспевают, ягоды, фрукты, всевозможная «зелень травная»…

 

Так что с радостью и благоговением примем призыв к посту как призыв к обновлению жизни, к радости преображения во Христе! Тогда всё станет легче, тогда все остальные предписания и правила окажутся добрым и легким подспорьем в достижении главной цели – единства с Богом. А роптать, жаловаться и мечтать о том, «как бы оно могло быть», нам не пристало, потому что всё это свидетельствует не о желании быть со Христом, а о нашем плотоугодии, которое достойно слез, а не потакания и угождения.

Всё дело в решимости: отбросим сомнение, воспримем послушание – и всё станет легко. Пост не помеха подлинной радости, а доброе средство ее достижения. Да поможет нам Господь познать сладость воздержания и проистекающих от него плодов Духа!

 

В Церкви всё премудро устроено. Богослужения и молитвы, посты и праздники – всё распределено так, что дает равномерную нагрузку, позволяет гармонично включиться в духовную жизнь. Долгое время без постов нам нельзя.

 

Лето приносит с собой не только отдых, но и соблазн беспечности. Хочется расслабиться, позволить себе всевозможные утешения. Если надолго остаться в таком состоянии, то соблазн захватит тебя врасплох. Поэтому для православных христиан Петров пост – определенный сигнал: «Не расслабляйся, помни о духовном».

 

Петров пост включает нас в число апостолов, учеников Христовых, которые молитвой и постом созидали Церковь. Постились апостолы – постимся и мы. Почувствовать свое единство с учениками Господа – это же так здорово! Петров пост – это наше единство с апостолами, которые всю жизнь свою провели в воздержании и духовном делании. Отказываясь от поста, мы в каком-то смысле отгораживаемся от Церкви, обособляем себя в своем глупом желании посытней поесть да повеселиться.

 

Если ты не научился воздержанию, то никогда не научишься самообладанию. Не научившись самообладанию, не будешь способен к управлению собой и к выстраиванию отношений с ближними. Все взаимосвязано в духовной жизни. Без поста и молитва будет не та, и победить соблазны невозможно. Под гнетом страстей и невоздержания будешь чувствовать одно недовольство, а радости – никакой.

 

Петров пост, конечно же, не помеха выехать на природу с семьей. В конце концов, вместо шашлыка можно приготовить на мангале и рыбные блюда. Да и разве дело в еде? Счастье – не в шашлыках и не в мороженом. Живое общение, радость провести время вместе – вот чего не хватает многим. Никакой пост не мешает нам быть вместе с близкими. Но самое главное: когда душа с Богом, то любая земная радость становится еще более радостной.

Способствуют этому в том числе и посты.

 

– Действительно, нам, людям, тесно связанным с миром, порой трудно сочетать ритм церковной жизни с внешним порядком вещей. Однако именно с точки зрения внешних условий Петров пост, мне кажется, весьма уместен. Не секрет, что в летний период у нас возрастает склонность к расслабленности и желание отдохнуть. Отчасти это естественная потребность человеческого организма.

С другой стороны, именно в этот период нам следует быть особо внимательными, чтобы расслабленность не перешла допустимую грань. «Отдыхать» от молитвы и богослужения – это все равно что отдыхать от дыхания и любви. В этом смысле Апостольский пост, мне кажется, следует воспринимать не как препятствие к отдыху, но как инструмент, с помощью которого христианин может соблюдать разумную меру в нем.

Поделиться:

Читайте также: