Путь к Богу. Неделя перед Богоявлением.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Закончился праздник Рождества Христова, приближается праздник Крещения Господня. В первые века это был один праздник — Богоявления, когда вспоминалось и рождение Спасителя, и выход Его на проповедь. Но к концу IV века Рождество и Крещение стали отмечаться раздельно.

Сегодня, находясь между двумя праздниками, мы слышим начало Евангелия от Марка, где говорится об Иоанне Крестителе), и конец Второго Послания к Тимофею, которое было написано апостолом Павлом незадолго до его мученической смерти. Какая связь между этими чтениями? Думаю, та, что оба они говорят нам о вере в Бога как о пути. Вера — это путь, по которому мы идем к Богу, и путь, по которому Господь приходит к нам.

Проповедь Евангелия началась со слов Иоанна Крестителя, обращенных к народу: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». А апостол Павел говорит: «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:67). Течение — значит бег; апостол использует здесь образ бегуна на дистанции, достигшего своей цели, выигравшего соревнование.

Таким образом, мы слышим сегодня и о начале, и конце пути, и о том венце, который готовится каждому из тех, кто не споткнулся, не оступился на беговой дорожке духовной жизни, но достиг своей цели. А цель — это Сам Господь.

Началом христианской жизни, началом, которое мы должны полагать ежедневно, является покаяние. Слова Иоанна Предтечи: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» обращены к каждому из нас.

Эти слова нужно понимать не в том смысле, что Царство Божие приблизилось хронологически, но в том смысле, что оно всегда рядом с нами, оно всегда готово придти и приходит к нам. Вопрос лишь в том, готовы ли мы прийти в Царство Божие, принять его в себя.

Ведь за пределами Царства Божия останутся не те, кого Господь осудит за их ошибки, но те, кто не возжелал или не нашел в себе сил пройти этот путь до конца, — до дверей Царства Божия, кто остановился на полдороге. И мы должны помнить о том, что, хотя все мы уже на пути, но есть опасность, что мы не дойдем, оступимся, не дотянем, не добежим.

Апостол Павел говорит: «Будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое». «Дело благовестника» — это дело евангелиста. Каждый из нас должен быть проповедником, нести в мир Евангелие Христово — не словами только, но прежде всего нашим образом жизни и той целеустремленностью, с которой должно нам идти навстречу Богу и искать Царствия Божия. В этом мы должны являть пример другим, и в этом заключается наше служение, о котором говорит апостол Павел во втором Послании к Тимофею.

Сегодня, в начале того пути, который ведет нас от Рождества к Пасхе, Церковь напоминает нам о том начале, которое мы должны полагать ежедневно через покаяние, о той решимости, с которой мы должны искать Царства Божия. Церковь напоминает и о том, что Христос всегда с нами, что Царство Небесное близко к нам, и только от нас зависит, достигнем ли мы цели, пройдем ли по этому пути до конца, получим ли тот венец, который уготован каждому из нас Господом Иисусом Христом.

Именно эти слова слышим мы сегодня в Евангельском чтении «Уготовайте пути Господни, прямыми сделайте стези Ему». Уготовать путь Господень – задача каждого человека, который еще не приготовил себя для того, чтобы Господь нашёл  прямой путь в его  сердце,  чтобы пришествие Господне, Богоявление, каждого из нас изменило, сделало иным.

Преподобный Серафим Саровский — чудотворец и угодник Божий, молитвенник земли Русской — один из самых любимых и почитаемых наших святых. В каждом нашем храме, в каждом православном доме есть его икона. По силе своего духовного воздействия на народ русский его можно сравнить с преподобным Сергием Радонежским.
В 1988 году в Даниловом монастыре был открыт храм во имя преподобного Серафима Саровского — единственный в то время в Москве храм, посвященный его памяти. Здесь находится особо чтимая икона преподобного старца с частицей святых мощей, а также его четки и частица мантии. 

Почти два десятилетия не оскудевал поток верующих к гробнице преподобного Серафима в Сарове после его прославления в 1903 году. Октябрьский переворот не обошел стороной знаменитую обитель — она была закрыта, и в 1927 году мощи великого старца увезли сначала в Арзамас, а затем в Москву. В конце 1920-х годов мощи преподобного Серафима были выставлены в московском Страстном монастыре, где в то время был организован антирелигиозный музей, и находились там до 1934 года, когда монастырь был взорван, далее их след теряется… 

Казалось, что святые мощи утрачены навсегда, но в 1990 году неожиданно для всех мощи преподобного Серафима Саровского были обнаружены в запасниках Музея истории и религии, который в те годы располагался в здании Казанского собора в Ленинграде (Санкт-Петербург). В связи с готовящимся переездом в музее начали заново проверять запасники.

В помещении, где хранились гобелены, один из сотрудников обратил внимание на прямоугольный предмет в углу комнаты. Вскрыв рогожу, на которой не было ни инвентарного номера, ни описания, — обнаружили мощи мужчины, священника, на руках у которого были священнические поручи и атласные рукавички, на одной из них было вышито золотой нитью: «Святый отче Серафиме», а на другой — «Моли Бога о нас». Мощи сразу перенесли в отдельное хранилище под замок. О находке поставили в известность директора музея, который немедленно сообщил обо всем в Москву Святейшему Патриарху Алексию II. Но были ли это действительно мощи преподобного Серафима, еще предстояло выяснить.
Святейший Патриарх отдал распоряжение найти акт 1920 года о вскрытии мощей преподобного. Его Святейшество рассказывает: «Сопоставив два акта — о канонизации в 1903 году и о вскрытии в 1920 году, — я направил в Ленинград двух архипастырей… Архипастыри, которые производили осмотр, свидетельствовали о чувстве благодатности и благоухании мощей, которые им пришлось обследовать. После сопоставления появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима…»

11 января 1991 года состоялась торжественная церемония передачи святых мощей преподобного Серафима Саровского Православной Церкви. Почти месяц рака со святыми мощами находилась в Александро-Невской лавре, откуда в специальном вагоне была доставлена в Москву. До лета она находилась в Патриаршем Богоявленском соборе, а затем началось торжественное шествие святыни по стране: из Москвы, через Владимир и Нижний Новгород, в Четвертый земной удел Пресвятой Богородицы — Дивеевскую обитель. Это был своеобразный «крестный ход на колесах», по пути следования останавливались в монастырях и городах, где служили литургии и читали акафисты преподобному. 

1 августа 1991 года, в день памяти преподобного Серафима, его святые мощи были возвращены в восстановленный Серафимо-Дивеевский монастырь, некогда им самим основанный. Исполнилось еще одно пророчество святого старца, говорившего, что его мощи будут найдены, а затем в годину гонений за христианскую веру будут утрачены и вновь обретены. Он говорил также, что найдет свое пристанище не в Сарове, а в Дивееве, что в точности и исполнилось. 

Ныне мощи преподобного Серафима находятся в Свято-Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. Дивеевские сестры сумели сохранить подлинный дух учения святого старца, и отнюдь не случайно именно здесь он нашел свое второе упокоение. В Дивееве всё дышит его присутствием. Оно ощутимо, паломники разговаривают с ним, как с живым. И святой старец, который при жизни утешал всех приходящих к нему, и теперь с любовью принимает каждого, кто с искренней молитвой обращается к нему и помнит его заветы о том, что цель христианской жизни — не во внешней добродетели, но в Стяжании Духа Святаго.

Поделиться:

Читайте также: