Проповедь на житие преподобной Марии Египетской

 

Каждый раз, слушая жизнеописание этой святой, Марии Египетской удивляешься ее чудесному преображению, превращению из великой грешницы в великую подвижницу. Святитель Игнатий пишет, о таких святых, что борьба и подвиг их были особенными событиями в подвижничестве: они не могут служить вполне руководством для всех подвижников. Можно и должно подражать по возможности силе произволения, решимости, вере, самоотвержению этих угодников Божиих; но самый подвиг остается неподражаемым.

Но, все же, воззрим на святую поближе. Кто она была? Родилась она в Александрии и с ранних лет была предоставлена самой себе, и уже с юных лет, по ее словам, предавалась порокам. Ее не тяготила такая жизнь, более того — она ей нравилась, ее все устраивало. Она была вполне ею довольна и легко относилась к своим порокам. И, вероятно, не чувствовала особенных укоров совести, не ощущала страха Божия, потому как, даже будучи в паломничестве на пути во Святую Землю, она без зазрения совести предавалась блуду с подобными ей.

И, вот, со всего разгона, несущейся к верной погибели, своей безумной жизни Мария как бы ударяется о порог Церковный! Как шла она в толпе паломников, так вместе с этой толпой ее заносит в храм Божий. Ей тоже любопытно посмотреть на великую святыню — Крест Спасителя. И, что-же!? Все паломники проходят во храм — а она не может! Первая попытка, вторая, — она с настойчивостью желает войти в храм, — она привыкла сразу получать то что хочет. Третья попытка… все напрасно.

Ее явно что-то не дает войти в храм. В чем дело, почему все входят, а ей нельзя? Возможно, она видела, как в храм входят даже те, с кем она блудила! Недоумение вдруг сменяется острым и ярким, как молния, осознанием – неужели я настолько грешна и так противна Богу, что меня останавливают небесные силы, как нечистую силу или какое-то нечистое животное. В один яркий миг она увидела свое место в этом мире, место которое заслужила!

Ей ясно открылась пропасть ее падения. И ей захотелось покинуть эту адскую бездну, исчезнуть из нее; так захотелось наверх, к чистому, светлому, прекрасному, что всей силою этого желания она возненавидела свою прожитую бесовскую жизнь! И, как бы в ответ на ее порыв, благодать Божия мгновенно, сошла к ней, кающейся грешнице, которая всем сердцем рванулась к чистоте и святости. Божия благодать привлеченная глубоким покаянием Марии придала ей необыкновенную силу. Прямо из храма Мария ушла на свою Голгофу. Она ушла в пустыню на смерть, смерть, которая просто растянулась на долгие 48 лет.

Братия и сестры, если мы ищем истинного покаяния, ищем реального изменения своей жизни, нам нужно с подобной же силой возненавидеть свое греховное настоящее. Насколько ненавидишь свой грех, настолько ты в действительности хочешь от него избавиться. Человек, который кается в грехе, но не имеет ненависти ко нему, еще не вполне кается. Отношением человека ко греху определяется и характер, образ его жизни.

Подвижнический образ жизни — это узкий путь, ведущий к Богу и Его Царству — у тех, кто возненавидел грех, кто не терпит даже малейшего запаха греха. Те, кто, то оттолкнет грех от себя, то приблизит его к себе — идут по петляющей тропинке, которая, еще неизвестно, куда приведет. С нее можно повернуть как на спасительный путь неприятия греха, так и свернуть и на протоптанную дорогу дружбы и свыкания ко греху. Это широкий, проторенный путь ведущий в пагубу.

Как нам начать ненавидеть грехи? Святитель Игнатий учит: «Душа знающая, что она обязана исповедать грехи свои, …этой самой мыслью, как бы уздой удерживается от повторения прежних согрешений; напротив того – не исповеданные грехи, как бы совершенные во мраке удобно повторяются.

Итак, исповеданием грехов расторгается дружба с грехами. Но если грехи так вкоренились, что мы и каемся, и повторяем, что же делать нам? Как нам отвыкнуть от привычных нам грехов, как перестать шататься из стороны в сторону, когда мы днем, вроде как, каемся и сожалеем о грехе, а вечером спокойненько его повторяем?

И, подобное повторяется изо дня в день, так что, иногда, приходит мысль — действительно ли мы верим в Бога и верим Богу? Подчас, ощущая в своей душе настойчивую потребность что-то изменить думаем, что может перемена места или работы придаст какой-то толчок к лучшим переменам. Но такое изменение однократно, и его действие рано или поздно заканчивается, а затем вновь возвращается привычная жизнь с привычными грехами.

Как же быть? Святитель Игнатий говорит : «Для того, чтобы изгладить из сердца навыки греховные, вкоренившиеся в него долгим временем, нужно время, нужно постоянное пребывание в покаянии. Постоянное покаяние состоит в борении с помыслами и ощущениями…смиренной молитве, в частой исповеди.

Когда святого Исаака Сирского спросили: «Что есть покаяние?» — он отвечал: «Сердце сокрушенное и смиренное». Преподобная Мария, узрев глубину своего падения и возненавидев грех, получила такое сердце сразу, потому что имела решимость даже до смерти, а нам нужно время и постоянное сокрушение духа. Это значит, что мы должны запастись терпением и постоянством.

Итак, чистое исповедание своих грехов, борение с греховными помыслами и ощущениями, смиренная молитва и сокрушение духа, родит в нас, со временем, ненависть ко греху, созиждет в нас «сердце сокрушенное и смиренное», без которого невозможно угодить Богу, даст нам со временем то, что преподобная Мария получила сразу, и никогда уже не теряла. Несомненно верим, что она с любовию и сочувствием внимает нашим к ней молитвам. Да подал бы Господь нам, подобно ей когда-то, часто и тяжко грешащим, хотя бы немного от силы ее покаяния, ее желания чистоты и святости. Аминь!

Поделиться:

Читайте также: