Проповедь в пятую неделю Великого поста

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В пятую неделю Великого поста Святая Церковь напоминает нам о подвиге преподобной Марии Египетской. Ее жизнь показывает нам, каким должно быть отношение христианина ко греху и страстям человеческим: «Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне» , читаем мы в Псалтири.

Дорогие братья и сестры. Сложная сейчас обстановка и политическая, и военная, и экономическая, и социальная, и духовная!

Сегодня на Церковь Божию возлагается особая ответственность не только за спасение человеческих душ, хотя это самая главная задача Церкви, но и за устроение земной жизни людей, потому что земная жизнь есть некое преддверие жизни вечной.

И если в земной жизни много беспорядка, несправедливости, человеческого горя, человеческого бесчувствия по отношению к скорбям и много другого, что отягощает жизнь людей, то это преддверие к вечной жизни становится очень и очень тяжелым, нередко побуждающим людей не к тому, чтобы совершенствоваться, но к тому, чтобы терять веру и удаляться от Церкви. 

На нашей земле скорби, человеческое горе были и будут всегда, пока жив человек и пока существует род человеческий.

Потому что скорбь и горе, включенные в человеческое бытие, имеют своим происхождением, тот великий порок, то нарушение заповеди Божией что было совершено на заре человеческой истории, когда грех как явление через грех прародителей вошел в человеческую историю, вошел в жизнь людей, а значит, и в жизнь каждого из нас.

И, может быть, самый важный вопрос, который должен стоять перед каждым верующим человеком и на который он должен иметь ясный ответ, заключается в следующем: в чем смысл жизни и как воспринимать смерти, страдания, скорбь, которые являются данностью человеческой жизни, и их нельзя из этой жизни исключить? 

И сегодняшнее Евангельское чтение дает ответ на наш вопрос.

«Мы восходим в Иерусалим» — с этих слов Христа, обращенных к ученикам, начинается сегодняшнее евангельское чтение. Христос грядет на вольные страдания. Два близких Спасителю ученика, Иаков и Иоанн, обращаются к Нему после того, как Он сказал, какая страшная скорбь ждет Его в Иерусалиме, — о том, что Он будет схвачен, предан избиению, оплеванию, мучениям, затем будет распят и в третий день воскреснет.

Он, впервые говорит так ясно ученикам о Своих страданиях, и, казалось бы, ответ учеников должен был быть соответствующим. Они должны были явить любовь, может быть, стремление и желание разделить с Учителем Его страдания, или иначе выразить свою солидарность, попытавшись оградить Спасителя от страданий.

Но они не понимают этих слов и начинают спорить о своем первенстве в Царстве Его Славы, на что Христос отвечает, что только подвиг принятия горькой чаши крестоношения и следования за Ним делает человека достойным пребывать с Богом в Его славе.

И еще говорит им Господь: «Чашу, которую Я буду пить, и крещением, которым Я крещусь, вы будете креститься, — предвидя их мученическую кончину. — А вот посадить вас по правую и по левую стороны не в Моей власти».

Как нам понимать эти слова? Святой Симеон Новый Богослов, поздневизантийский церковный писатель, святой отец Церкви, говорит такие слова: «Бог сделает того первым, кто с терпением и благодарностью примет поругание и заушение». Вот почему Господь, отвечая апостолам о посаждении их по правую и по левую стороны, связал это первенство с испитием Его чаши, чаши Его страданий.

Может быть, непросто нам людям современным, живущим в этой повседневной круговерти событий, понять смысл того, что сказал Господь. Но смысл этот велик и спасителен: первым в очах Божиих становится тот, кто достойно без раздражения, ропота, озлобления переносит скорбь и страдания, которые сопровождают нас очень часто.

Страдание — это то, что принадлежит человеческой природе, и оно будет всегда. Что же это означает для нас? Это означает следующее. Когда Господь посещает нас скорбью, а нередко и страданием, мы не должны терять веры и быть малодушными.

Более того, нужно научиться благодарить Бога за все. Мы должны воспринимать страдания как данность и никогда в этот момент не сравнивать себя с другими — мол, вот этот вроде хуже меня, а не страдает.

Ведь не знаем, что происходит в жизни и в душах других людей. И наша задача встретить достойно все, что посылаем нам Господь и не дать этой скорби разрушить целостность нашей личности, ослабить нас, сделать несчастными; мы должны с преданностью воле Божией нести свой крест, помня, что достойное несение креста и является необходимым условием нашего спасения, приобретения Царства Небесного, встречи с Богом.

Из жития преподобной Марии Египетской мы видим, что   в молодости она не переносила каких то особенных скорбей и страданий. Ее жизнь была веселой, беззаботной, полной греховных наслаждений и удовольствий, но в какой-то момент Господь помог ей осознать опасность этой жизни. Она не может зайти в храм, неведомая сила не пускает ее.

Перед ее глазами встает весь ужас содеянного, вся бездна опустошенной души. И что же делает Мария?

Она сама себя поставляет в положение, которое проводит ее через многие скорби и тяжкие физические страдания. Она уходит в пустыню, где претерпевает и жар, и холод. Она остается без воды и без еды, питаясь только травами, и так живет многие годы, полностью посвятив себя общению с Богом.

Зосима, монах из монастыря преподобного Герасима на берегу Иордана, встретившись с Марией в пустыне, видел, как во время молитвы она поднималась от земли, как она перешла Иордан по воде, достигнув действительно ангелоподобного жития.

Мы далеки, конечно, от этого подвига, и нам не требуется сегодня его повторять. Но мы должны помнить, что когда Господь попустит нам скорбь страдания и испытания, нам необходимо воспринимать эти скорби с терпением и благодарением, как это совершала Мария в пустыни.

Молитвами святой преподобной Марии Египетской да поможет Господь каждому из нас на своем месте где мы поставлены и находимся, жить по Его заповедям, дабы обретать благоволение Божие. Аминь!

Поделиться:

Читайте также: