Проповедь в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых Праотец. Притча о званых и избранных (Лк. 14: 16-24).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня в храме звучит отрывок из 14-й главы Евангелия от Луки, в котором Господь рассказывает притчу о званых и избранных. Уверен, что всем вам она хорошо знакома. В историческом смысле званые на пир – это богоизбранный иудейский народ, которому было дано Божественное откровение. Господь отделил Себе этот народ от погрязшего во грехе человечества и бережно воспитывал его, посылая правителей и пророков, с одной единственной целью: сделать его способным к тому, чтобы явить всему миру Мессию и самим последовать за Ним. А последовать за Ним – это и значит, в конечно итоге, пойти на пир, войти в Царствие Небесное. Но Мессия пришел, а среди званого народа оказалось очень мало тех, кто принял Его. И Господь отвернулся от иудеев, лишив их исключительности и обратив Свой взор ко всем нам. Отныне в мире есть только один богоизбранный народ: православные христиане.
Почему в иудеи в большинстве своем не приняли Христа? Не только потому, что кто-то недавно женился, у кого-то был скот, который нужно было пасти, а у кого-то – новый земельный участок. Все эти оправдания звучат сегодня из уст званых на пир. Но Христа не приняли прежде всего потому, что ожидали от Него земного торжества и благоденствия. Когда же выяснилось, что Он пришел утвердить Царство не от мира сего, но уготовал Своим избранным крестный путь страдания, многие предпочли остаться вне этого пира.

Это было почти две тысячи лет назад. Но увы! И пришедшие на смену богоизбранным евреям богоизбранные христиане часто оказывались недостойными своего избрания. Притча эта имеет прямое отношение к нам с вами. Чаще всего темой наших размышлений и разговоров являются житейские проблемы, и проблемы реальные, не надуманные: тяжелое материальное положение, состояние здоровья, ситуации в семьи, на работе и учебе.. Все это занимает нас, заставляет тревожиться и делиться своей тревогой с окружающими. Но за всем этим, братья и сестры, мы совершенно забываем о том, что тот самый пир, на который нас зовет Господь, совершается сегодня совершенно свободно и торжественно. Если бы мы голодали, если бы мы претерпевали немощи среди закрытых разрушенных храмов без возможности принести церковное покаяние, без возможности причаститься благодатных Святых Даров, тогда действительно можно было бы говорить о том, что жизнь наша ужасна.

Но у нас с вами есть возможность покаяться за всю свою жизнь. Возможность получить главную поддержку во всех наших житейских испытаниях – благодатную помощь Божию, которая дается нам в Святой Евхаристии. И как же мы, христиане, легко забываем об этом. Да, мы ходим в храм и совершаем молитвенное правило, периодически исповедуемся, причащаемся, и вместе с тем по большей части наши помыслы устремлены на другое. Мы стенаем и очень часто преисполняемся зависти, ненависти и злобы на своем трудном пути. И тем самым незаметно для себя перестаем быть христианами.

Мы как будто говорим всей своей жизнью, что, конечно, Божественная Литургия — это та самая трапеза, на которую Господь призывает нас как на пир, но что нам до нее, если так трудно нам живется. И при этом мы забываем о том, что совсем недавно во многих городах и деревнях нашей страны не было возможности совершить эту трапезу. Еще недавно бывали целые области, где не было ни одного открытого храма. Не думая об этом и отдаваясь житейским тревогам, мы являем себя миру не христианами, а такими же захваченными страстями мирскими, немощными, мятущимися людьми, которые думают не об Иисусе, а о «хлеба кусе».

Мы забываем, может быть, о самом главном. О том, что от нашей недооценки Святой Евхаристии она может быть отнята от нас. И тогда мы действительно останемся ни с чем. И так безусловно будет, если мы, христиане, не сможем явить миру себя так, как должно. Если мы, будучи, может быть, беднее многих других, не найдем в себе силы поделиться тем немногим, что у нас есть. Если не будем жить свободно от того, что превращает людей в рабов мира сего.
Когда человек делает смыслом своей жизни следование за Иисусом Христом, стремлением быть рядом с Ним и не отступать от Него, когда человек понимает, что Иисус – это воплотившаяся Истина и подлинная свобода, и всем сердцем жаждет общения с Ним, тогда все остальные невзгоды и заботы как бы снимаются, теряют свою важность и актуальность, а затем либо разрешаются неожиданным для нас образом, либо вместо вреда приносят нам пользу, вызывая слезы благодарности.

Причащаясь святых Тела и Крови Христовых, человек уже здесь, на земле, проживает опыт Царствия Небесного. Вспомните свое первое Причастие! Для многих из нас жизнь тогда как бы разделилась на «до», и «после», и назад уже не хотелось. Эта благодать, переживаемая нами при соединении со Христом, и то преображение наших душ, которое происходит незримо и постепенно, есть лишь отголосок того, что уготовил нам любящий Господь в вечности. «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» – говорит Спаситель в Евангелии от Матфея. Будем помнить об этом. И тогда из званых мы превратимся в избранных. И тогда наша с вами жизнь, наши с вами проблемы будут разрешаться Самим Господом нашим. Мы будем не только зваными гостями, но и избранными гостями на благодатном пиру Святой Евхаристии. Аминь.

 

 

Поделиться:

Читайте также: