Проповедь в Лазареву субботу (воскрешение праведного Лазаря) 8 Апреля

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с Лазаревой субботой! Сегодня мы чествуем Праведного Лазаря Четверодневного, а может быть, даже нечто большее и высшее: мы чествуем само событие воскрешения из мертвых четверодневного Лазаря.

В тропаре этому празднику мы говорим: «Общее Воскресение, прежде Твоея страсти уверяя» — т. е. перед тем, как воскреснуть Самому, Господь этим событием, этим чудом убеждает каждого из нас в возможности всеобщего Воскресения.

Событие, которое содержится в Евангелии от Иоанна (Ин. 11, 1–45), повествует о том, что Господь, выждав до тех пор, пока Лазарь действительно не умрет (хотя знал, что Лазарь болен), пошел воскресить его, чтобы ни у кого не было никаких сомнений о Нем как о Христе, как о Боге, о силе Его Божества.

Но сколько любви, света в этих событиях! Приходит Господь, Его встречают Марфа и Мария, сестры Лазаря Четверодневного, скорбя о любимом брате. Но Писание говорит, что и Христос, любил Лазаря. Поэтому, когда Он слышит от них о том, что Лазарь умер (хотя Он, конечно, об этом знал), то плачет. Писание еще говорит, что Он постоянно претит Своему духу, т. е еле сдерживается, чтобы не разрыдаться от того, что слышит, и от того, как жалко Ему этих людей. И вот в этих чувствах, духовнейших, безусловно, Господь велит отвести Его туда, где Лазаря погребли, спрашивает, где он находится, и велит отвалить камень. И когда камень отваливают, то Он возглашает громким голосом, обращаясь к Богу Отцу: «Лазарь гряди вон!» (см.: Ин. 11, 43). И, как свидетельствует Писание, выходит четырехдневный покойник, который уже начинал разлагаться, восстановленный силою Божества, обновленный Жизнью. Но не просто выходит, а связанный по рукам и по ногам. А это значит, что Божественная сила его выносит из гробницы!

Событие, из ряда вон выходящее в разряде даже чудес Христовых, которое принимается нами верою и которым свидетельствуется, безусловно, что Бог может все — для Него нет ничего невозможного.

И если человек дает согласие,
даже не понимая, как он сможет
это сделать, ведь он опутан
по рукам и по ногам суетой
и страстями, то только
это данное Господу согласие вынесет его, обвязанного
по рукам и ногам, из гроба, как
это было сделано с Лазарем.

С другой стороны, мы понимаем, что Лазарь был воскрешен только во временную жизнь, ведь потом, как говорит и Предание, и житие, он заболел и умер, подвизаясь еще на острове Кипр. И мы, созерцая это воскрешение Лазаря, почему-то все равно ведь ликуем душой! Поскольку через эту Божественную силу, открывается для каждого из нас возможность всеобщего Воскресения и, наверное, еще и потому, что в этом событии каждый из нас не может не усмотреть и самого себя.

Святые толкователи заповедуют нам, когда мы читаем Священное Писание, таким образом обращать на него внимание, чтобы события переводить на себя лично. Следовательно, в этом Лазаре Четверодневном, в этих сестрах Марфе и Марии, мы должны узнавать самих себя.

Да, Господь приводит человека в мир, обращает к Себе, дает ему, как дар, веру. И человеку кажется, что он истинно является другом Христовым. Он постоянно слышит от Господа слова: «Ты мой друг!» (ср.: Ин. 15, 14-15). Но проходит определенный промежуток времени, и дар благодати начинает угасать в уме и в сердце. Человек может уйти на страну далече (Лк. 15, 13): он может потерять Христа, он может умереть, как Лазарь Четверодневный. И будучи, действительно, уже положенным во гроб и начинающим уже смердеть, он имеет все-таки двух «сестер», которые пекутся о нем и оплакивают его. Это деятельное служение Богу, то есть исполнение заповеди, и это молитвенное предстояние, которое вымаливает этого Лазаря — нашу умершую для Христа душу — для вечной блаженной жизни.

Господь часто плачет и на гробе нашем, гробе нашего бытия, и тоже слезит, и тоже претит духом. Но самое важное, что Он всегда готов, если только мы не потеряем эту нить истинного покаяния, и расположения ко Христу, сказать нечто подобное, — то, что он сказал Лазарю и каждому из нас: «Гряди вон! Выйди из этого гроба греха!» (см.: Ин. 11, 43). И если человек дает согласие, даже часто не понимая, как он сможет это сделать, ведь он опутан по рукам и по ногам суетой и страстями, то только оно, это данное Господу согласие, вынесет его, обвязанного по рукам и ногам, из гроба, как это было сделано с Лазарем.

Мы можем сказать, что это величайшее событие в истории человечества, а не только в Евангелии, в Четвероевангелии. В нем свидетельствуется то, как нас любит Бог, и то, что он уготовил для каждого из нас (ср.: 1 Кор. 2, 9).

В сегодняшний день, когда мы практически предстоим уже перед Страстной неделей, заканчивая Святую Четыредесятницу этим событием — воскрешением четверодневного Лазаря, Святая Церковь восклицает: жив Господь и каждого из нас ждет, и просит, и молит, и надеется на то, что мы расположим к Нему свои души, отклинемся на Его зов и выйдем из тех гробниц, которые сами для себя своими грехами устроили.

Аминь.

Поделиться:

Читайте также: