О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ.

Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие мои, сегодня Господь обращался к нам с Вами словами Евангелия о богаче и Лазаре. Каждому из нас нам эта притча адресована. Так трудно бывает исполнить то, что Господь хотел нам сказать этой притчей, а в общем-то, учит нас одному — прежде всего милосердию.

 Если в 2-х словах пересказать это повествование, то можно сказать следующее — был богач, который ежедневно пиршествовал и одевался в порфиру (это верхняя шерстяная одежда, выкрашенная красным цветом, очень дорогая) и виссон (льняное одеяние, которое мог позволить только очень богатый человек). И был некто Лазарь, который лежал у его ворот и желал насытиться крошками, которые падали со стола богача. 

Крошки — это не совсем фигуральное выражение, тогда не ели ложками и вилками, как мы сейчас, ели руками и, чтобы вытереть руки, использовали лепешки, а потом бросали их псам. Лазарь желая насытиться,  тоже там пребывал.

Не случайно в Евангелии Господь нам эту притчу дает и не упоминает имя богача. По ветхозаветному учению, да и по новозаветному тоже имя дается для вечности. Богач своим поведением как бы вычеркнул себя из вечности. Даже в наше время на восьмой день положено нарекать имя. Почему на восьмой день? Потому что это символ вечности.

Про богача ничего не сказано. Находясь в таком тяжелом положении, однако, Лазарь не роптал. И в этом его великая добродетель. Именно за то, что он не осуждал богатого, не осуждал находящихся рядом, не имел ропота и не отчаивался, Господь удостоил его лона Авраамова.

Лазарь страдал не только от своей нищеты, а еще и от тяжкого недуга —  струпьями было покрыто тело его, не было у него даже сил оттащить собак, возле него толпившихся. Прошло время, и богач умер, похоронили его, и умер Лазарь. Ангелы Божии вознесли его на лоно Авраамово.

В иерархии Божественной это самое высшее место. А богач попал в ад. Как Лазарь желал насытиться крошками, грязным хлебом, так богач сейчас просит, чтобы Лазарь  ему, не только чашечку воды принес туда,  в ад, а чтобы хотя бы омочил перст свой в воде и помазал его язык, потому что, говорит, «мучаюсь в пламене сем».

На его просьбу Авраам ответил: «Чадо, ты уже доброе получил, поэтому мучаешься теперь. А Лазарь – злое, а поэтому теперь он наслаждается». Не исполнил его просьбу.

Тогда богач явился к Аврааму с последней просьбой: «Пошли, пожалуйста, Лазаря к моим пяти братьям, может быть, они покаются и не придут на место сие мучений». На что Авраам ответил, что они имеют пророка Моисея, Писания, пусть их слушают.

А богач настаивал: «Нет, отче Аврааме, только тогда покаются, когда кто-нибудь из мертвых придет к ним». 

 Но для нас совершенно очевидно, что даже если мертвые придут к таким людям, которые любят богатство больше всего на свете, то никакие мертвые не помогут.

Это наводит нас, конечно, на серьезные мысли о том, что необходимо помнить всегда, что мы находимся всегда в присутствии Божьем. Что- то богатство, которое дано нам, это не наше. Господь дал. В этой же притче упоминается, что когда богач возмущается, Господь ему говорит, что тебе все дано было на земле, все пиршества, а Лазарь бедствовал. Поэтому ты получаешь одно, а Лазарь другое.

Так и часто и мы с вами, много имея, вроде как благодарим Господа, говорим: вот, Господи, Ты нам дал все то, как фарисеи, забывая, что рядом лежит вот этот нищий в струпьях — Лазарь, которому требуется помощь.

Поэтому братья и сестры, сегодняшнее Евангелие учит, прежде всего, открыть нам с вами глаза на окружающих и посмотреть, что, может быть, кто-то есть рядом, кто нуждается, кто может от нашего имения что-то получить. Потому что только вот эта помощь духовная или материальная идет в нашу небесную копилку, составляет наше имение на небесах. Мы ничего не теряем. Мы раздаем только то, что нам дано от Бога.

Другое, чему учит эта притча, это, конечно, великому терпению, такому, какое было у Лазаря, и надеянию на помощь Божию, поскольку само имя «Лазарь» переводится, как «помощь Божия». Лазарю не на кого было надеяться в этой жизни, только на Бога. Но эту надежду, судя по исходу его, он полностью использовал, судя по тому, что он именно ангелами был вознесен на лоно Авраамово. Он не роптал, не осуждал, не озлоблялся

А нам с вами подобает учиться вот этому терпению. Наши старцы Оптинские они это тоже подчеркивали. Они писали: не бойся ни горя, ни болезней, ни страданий, ни всяких испытаний. Все это посещение Божие тебе же на пользу. Когда сердце прилепляется к земному, тогда надо вспомнить, что земное не пойдет с нами в Царство Небесное — говорил Амвросий Оптинский. Помоги, Господи, нам всем уподобиться Царства Небесного вместе с Лазарем.

Храни всех Господь.

Поделиться:

Читайте также: