Отношение христианина к себе самому и к своей жизни ( глава из творения «Путь спасительный»). Праведный Иоанн Кронштадтский

Христианское осмысление настоящей жизни; христианская настроенность: памятование о будущей жизни, и о воздаянии за гробом, стремление горе; внутрь-пребывание, смирение, сознание своей греховности и Божественного милосердия, украшение души добродетелями; – христианский образ поведения частного и общественного.

Что есть время или жизнь каждого человека? Есть приготовление к вечности. Господь и Владыка живота нашего ежедневно ожидает нашего добровольного обращения к нему, всею мыслью нашею и всем сердцем, и совершенного отвращения сердец наших от мирской суеты.

* * *

Смотри на часы: они так и ходят, как хотел и хочет часовой мастер; или – на пароход: он туда идет, куда хочет рулевой. Ты должен направлять свою жизнь так, как хочет твой Художник и Правитель мира и твой; ты весь Божий, ты сосуд Божий, ты раб Господа. Постарайся сделать, силою воли своей, независимым от состояния тела твоего свое душевное расположение и всегда торжествовать над материальностью: ты болен – не унывай, а будь бодр и благодушен; здоров – не хвались здоровьем, не предавайся невоздержанию и восторженной радости и не рискуй своим здоровьем, постарайся быть всегда ровным – и в болезни не малодушествуй, не ропщи, не предавайся потоку хулы, не охай, и в здоровом состоянии не пляши, а благодари за все Бога. Ах, душа и плоть моя – две вещи различные; и об одной (душе) я должен прилежать как о бессмертной, а другую – презирать, как преходящую: «презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней»!..

* * *

Девизом твоей жизни должны быть следующие изречения Спасителя. «Мое брашно есть да сотворю волю Пославшаго Мя». (Ин.4:34). Живи сердцем, а не чревом, постоянно размышляя сердцем, особенно о Боге, о душе, о душах человеческих, о Господе Иисусе Христе, Его делах, о кресте, о Церкви, о таинствах, о святых Божиих, подвизавшихся на земле. А чтобы жить сердцем, надо прогнать из него дьявола и ввести в него верою и любовью Христа Бога.

* * *

Смотри на конец всего: – к чему что ведет и приведет.

* * *

Помни, что видимое временно, а невидимое вечно. Знаешь, как быстро течет время: минуты, часы, дни, месяцы, годы проходят быстро, невозвратно, и увлекают за собою все временное, тленное, а все невидимое, сверхчувственное пребывает вечным и нетленным.

* * *

Многоразличные блага временной жизни суть образ, указание и залог бесконечных благ будущей жизни; сладость их – образ бесконечного будущего блаженства, красота их – образ будущей красоты. Итак, не останавливайся, человек, на временном, но востекай к будущим благам!

* * *

По смерти человека взор души его получает удивительную дальновидность и ясный взгляд на все окружающее его в тамошнем загробном миpe. Так Лазарь убогий, лежавший в ранах пред вратами дома богатого человека, роскошного весельчака, и по смерти отнесенный ангелами на лоно Авраамово, увидел богатого в пламени мучившегося и беседовавшего с Авраамом, как и богач, в свою очередь, увидел Авраама и Лазаря на лоне Его и беседовал с Авраамом. Да, именно там, за гробом – и проясняется наш взор на все, и мы видим все настоящем свете, без прелести и обаяния здешнего чувственного мирa. Внимай и разумей, душа христианская, что тебя ожидает в будущем мире!

* * *

Как изношенную одежду, сапоги или башмаки, сбрасываем с себя и пренебрегаем ими «так сбросим с себя и плоть свою, как одежду, как обувь, и она будет в попрании; но по разорены земной храмины тела, в день воскресения всеобщего, Господь создаст нам храмину нерукотворенну, вечну на небесех. Не наша забота о том, как воздвигнет Господь и из чего воздвигнет нашу плоть по смерти нашей, – как не наша забота была тогда, когда Господь приводил нас из небытия в быте, когда устроил нашу душу и плоть вначале. Все для нас Господь: всю печаль на Него возлагаем.

* * *

Если светла и прекрасна звезда утренняя, то как светлы и прекрасны духовные светы – ангелы, архангелы и все небесные силы! О, красота чудная! о, доброта неописанная! Если солнце так светозарно, животворно и прекрасно, то как светозарен, животворящ и прекрасен Виновник и Творецъ солнца и всех сил небесных и всех звезд! Но сожитие с ангелами и прославление равноангельское обещано и тебе! Достигай же этого усердным очищением себя в этой жизни от всякие скверны плоти и духа, и терпением напастей, скорбей и болезней. «В терпении вашем стяжите души ваши»!

* * *

«Да приидет Царствие Твое. Говоря эти слова, мы должны желать наступления Царствия Божия в нас, как ныне, так особенно во втором пришествии Иисуса Христа. «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». А говоря эти слова, всем сердцем должны желать исполнения воли Его и на земли так же, как на небеси; но когда настанет это блаженное время? когда будет новая земля, и новое небо, в них же правда живет (2Пет. 3:13).

* * *

Если бы не было вечной жизни и вечной муки, уготованной грешникам, то не пришел- бы Господь с небес и не стал бы человеком, не стал бы жить на земле, Сам лично учить людей, страдать, умирать, воскресать и возноситься на небо с плотью… не оставил бы на земле Церкви с пастырями, богослужениями, таинствами, учительством, постоянной проповедью слова Божия…

* * *

Господь наш неизменно истинен, правосуден, всесилен, чтобы слово Его о вечных мучениях для ожесточенных и нераскаянных грешников, в огне вечном, прошло мимо и не исполнилось: слишком много решительных напоминаний и предсказаний о геенне огненной, озере огненном; слишком много образов этого вечного огня, каковы: попаление Содома и Гомморы, срубленное дерево и в огонь бросаемое и проч. и проч., – чтобы слово Бога истинного, правосудного и всемогущего прошло и не исполнилось. Ей, аминь! Будет вечная мука! Бог поругаем не бывает. «Имеяй уши слышати да слышит»!

* * *

Будет вечная мука, будет вечное блаженство, будет воскресение мертвых, будет суд страшный, особенно для неверующих и беззаконников, которые мнят Бога лжецом: один лжец – дьявол со своим злобно-лукавым, временным царством. Мы же в себе самих – в этой жизни, испытываем, что истинно и что ложно, ибо Дух Истины наставляет нас на всякую истину и изобличает всякую ложь.

* * *

Зноя солнечного терпеть здесь благодушно не можем, как перенесем зной вечного огня? мороза сильного терпеть здесь не можем, как стерпим тот вечный тартар и мороз, когда Господь, Солнце правды и любви животворной, оставит нас на веки?!

* * *

Подражай растениям, стремящимся вверх и к верху постепенно утончающимся. Стремись и ты возрастать духом горе и истончевай постоянно плоть твою воздержанием, молитвою и трудами.

* * *

Мысль, слово, дело есть образ Пресвятой Троицы единосущной и нераздельной. Мы должны во славу Пресвятой Троицы всеусильно стараться, чтобы наши мысли, слова и дела были нераздельны между собою, а не так, чтобы иное мыслили мы, а иное говорили и еще иное делали. Этим хулится истина, святость и простота Божия.

* * *

Человеку – христианину всякого звания, состояния и обоего пола и самосознательного возраста, должно быть почаще дома у себя самого, а не жить только во внешнем мирe, – т. е. в занятии делами мирскими, науками, искусствами, промыслами, играми, зрелищами. У себя дома, т. е. в душе своей, во внутреннем мире своем, бывает тот, кто размышляет о начале и цели или конце своего бытия, кто молится духом и истиною; кто читает слово Божие, кто борется со своими страстями и греховными наклонностями, преуспевает в добродетели, в милостыни, кротости, смирении, незлобии, правде и правоте.

* * *

«Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Научись, христианин, внутренней правоте Божией, которая положена Творцом в глубине сердца; старайся чтобы не нарушить эту Божественную правду ни единым помыслом лукавства, сомнения, неверия, хулы, ропота, непослушания; ни единым чувством неприязни, ненависти, ни единым движением воли твоей грешной.

* * *

Я – маленький член, ничтожная ветка бесконечно великого древа человечества. Я питаюсь соками этого древа, живу его жизнью, паче же Божиею. Я всех меньший, всех последнейший: это убеждение, это истина, это жизнь моего сердца.

* * *

Истинный христианин тотчас сожалеть, если ему случилось согрешить каким-либо грехом, искренно кается и учится вперед быть осторожным, внимательным к себе и сдержанным; старается гнушаться всяким грехом, как бессмыслием, нелепостью, беззаконием, пагубою, изменою Богу и ceбе самому.

* * *

Бездна бездну призывает, бездна грехов моих ежедневно вызывает бездну моего покаяния и милости Божией ко мне. Я ежедневно и ежечасно испытываю в себе бездну правды Божией и долготерпения Божия ко мне, бездну благопослушливости и милости Божией ко мне. О, превозносить и вовеки буду превозносить бездну долготерпения Божия и милосердия ко мне и ко всем подобным мне грешникам!

* * *

Какая беда или напасть ни случились бы с нами, они случаются достойно и праведно по грехам нашим.

* * *

Каждое страстное движение сердца наказывается скорбью, теснотою, омрачением, да научимся всегда взирать ко Господу Спасу и Благодетелю душ наших, и да не погрязнем до конца в тине страстей, да ищем всегда Источника живых вод – Господа, и прилепляемся к Нему и обильно пьем от Него; и да всемирно удаляемся от кладенцов сокрушенных благ миpa сего, житейских пристрастий века сего, которые не могут содержать в себе воды жизни, а содержать одну смерть, если мы обращаемся к ним с любовью своего сердца.

* * *

Для чего искушения? Как для чего? Материю, покупаемую для платья, надрывают, чтобы видеть, прочна-ли; муку, плоды, овощи, вино, елей пробуют, свежи ли они или не смешаны ли с чем посторонним; дерево иногда надламывают, чтобы видеть не гнилое ли оно, и вообще почти все так или иначе испытывают, чтобы не обмануться в доброте покупаемой вещи – ибо есть много вещей недоброкачественных, фальшивых: есть много купцов, которые отдают худой товар за хороший, фальшивую монету вместо истинной, поддельное серебро за настоящее. Так и человек бывает фальшив, притворен, а того часто и сам не знает, и вот посредством искушений надо его многоразлично испытать, сколько в нем истинного богатства душевного и сколько ложного; сколько в нем чистого сребра и злата, сколько примеси простой земли и грязи, ржавчины. Ибо Господу нужно чистое серебро и золото, чистый образ Божий, чистая душа, чистое сердце, и «чистии сердцем Бога узрят» (Mф.5:8).

* * *

Сделай сердце свое постоянным жилищем веры, надежды и любви.

* * *

Одеяние брачное необходимо для всех христиан, одеяние нетленное, духовное; украсьте души ваши верою, милосердием, чистотою, воздержанием, простотою, благостью.

* * *

Для украшения тела ты не жалеешь и не щадишь своих сокровищ, и иногда делаешь украшения, стоящие десятки тысяч; тем паче для украшения бессмертной души своей не надобно щадить ничего, ни сокровищ, ни сил своих, и, не теряя времени, украшать ее как невесту жениху, всяким образом: верою, любовью, смирением, милосердием, нестяжательностью, терпение болезней, скорбей и напастей, воздержанием, чистотою и целомудрием и послушанием и всякими добродетелями: ибо душа сотворена по образу Божию, а Бог есть красота бесконечная и свет пресветлый, прекрасный, несравненный, ибо Создавший такую разнообразную и бесконечную красоту тварей, какою обладает красотою? Итак, будь последователен человек: украшая тело, не забывай украсить душу; или – презирай украшение тела, и попекись об украшении души; то временно и прах, – а эта вечна, ибо есть дух простой, несложный, и не подлежит уничтожению; душу безобразят именно страсти плотские – нечистота, невоздержание, корыстолюбие, страсть, к украшениям тела, также гордость, злоба, гнев, зависть и т. д.

* * *

Отличительный признак христианской жизни: любовь, кротость, смирение, терпение (крест), воздержание, постоянное внимание своему сердцу.

* * *

Веди себя дома так же кротко и смиренно, как ведешь себя в гостях, в круге благородных и степенных людей, ибо ты действительно гость на земле.

Веди себя дома так, как вел себя Алексей – человек Божии в доме своих родителей; веди себя, как последний слуга, как нищий, которому из милости подают остатки со стола.

* * *

Общественная и домашняя молитва, чтение слова Божия, писаний св. отцев и житий святых – это истинная пища для души, без которой она умирает духовно, делаясь плотской. Без пищи желудок пустует, все тело слабеет и затем умирает. Человек, который чувствует отвращение к св. Писанию, молитве, богослужению, к самоиспытанию, покаянию и таинству причащения – также болен, но болезнью опаснейшею, болезнью духа.

* * *

Христиане – истинно Божии чада; как же они должны жить между собою? В великой любви, кротости и смирении, незлобии, доброжелательства, взаимном вспомоществовании, в святости: «святи будете, якоже Аз Свят есмь».

 

Поделиться:

Читайте также: