Неделя 8-я по пятидесятнице. Насыщение 5-ти тысяч 5-тю хлебами.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Пять тысяч мужчин, кроме женщин и детей, стало быть более десяти тысяч человек, слушали учение Христа Спасителя, слушали целый день и с таким наслаждением питались нетленной пищей, что забыли о вещественной.

Может быть, люди еще нескоро вспомнили бы об этой необходимой потребности, если бы не напомнили о том Спасителю Его ученики. Ученики подошли ко Христу и сказали: “Место здесь пустое, а время позднее; отпусти народы, чтобы они в соседних городах и селах купили себе хлеба”. “Вы дайте им есть”, — ответил Господь.

Но что было дать, если у всех присутствующих оказалось только пять хлебов и две рыбы? Несмотря на такое малое количество, Христос велел найденное подать Ему и, воззрев на небо, благословил, преломил и дал ученикам, ученики стали раздавать народу. И дивное дело — ели все и насытились, и даже оказался остаток: собрано двенадцать коробов кусков, как бы в доказательство, что не в воображении было все случившееся, а на самом деле (Мф.14,14-21).

В чуде Христовом заслуживает внимание и то, как Христос приступил к насыщению народа. “Воззрев на небо, благословил”,-говорит Евангелист. Обращение к Отцу Небесному, прославление Его, одним словом — молитва, вот что предшествовало этой благодатной трапезе.

И у нас есть благочестивый обычай перед вкушением пищи обращаться с молитвою к Богу. Мы должны подражать Христу, хранить этот обычай. Садясь за стол, мы непременно должны вспомнить Того, Кто питает нас, а насытившись,-возблагодарить Его. Кто Бога любит, тот не может забыть о Нем при пользовании Его дарами, когда бы это ни было и где бы это ни было.

Нынешнее Евангелие учит нас и тому, что истинный хлеб наш, хлеб жизни вечной есть Господь Иисус Христос и что мы должны заботиться не только о тленном, но и о нетленном, о пище, дающей жизнь вечную, о причащении Пречистого Тела и Крови Христовой, о слушании и чтении слова Божия, которое есть духовная пища, о молитве, насыщающей душу благодатию.

И это чудо умножения хлебов неслучайно с самого начала бытия на земле Церкви Христовой воспринималось как образ и прообраз Святой Евхаристии, которую мы получаем из рук Самого Господа. Мы приносим изготовленный человеческими руками хлеб и вино, но Господь Своей Божественной силой претворяет их в Свое Животворящее Тело и Свою Честную Кровь, Которые питают не пять, не пятьдесят, не пятьсот тысяч, а миллионы людей по всему миру – тех, которым Сам Господь сказал: «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6: 48), «Я есть тот Источник воды живой, от которого будете вкушать и не возжаждете вовек» (См. Ин. 4:14). Святая Евхаристия есть источник духовных благ, который помогает нам во время нашей земной жизни, оставаясь в материальных телах, соединяться с Самим Господом.

Когда человек принимает внутрь себя Божественный Хлеб — Тело Христово, то таинственным образом этот материальный хлеб соединяется с материальным телом человека и Тело Христово становится частицей нашего тела, а Кровь Христова – частью нашей крови. Это и есть то самое неизреченное и непостижимое уму соединение между Богом и человеком, которое возможно только в христианской Церкви и ради которого Господь пришел на землю.

Святые отцы говорят, что целью христианской жизни является обожение, то есть такое соединение человека с Богом, когда человек, оставаясь в своем материальном теле, оказывается пронизан присутствием Божиим и энергиями Божиими, когда человек, находясь на этой земле, живет жизнью горнего мира.

Это происходит с нами в таинстве Святой Евхаристии. В этом таинстве мы соединяемся с Господом, и Господь начинает жить в нас, начинает изнутри нашего собственного тела питать нас Своим собственным Божественным Телом и напоять нас Своей Божественной Кровью, оживляя и оживотворяя наше человеческое естество, попаляя греховное начало, которое присутствует в каждом из нас. Это таинство является великим даром Божиим, но оно возлагает на нас большую ответственность за нашу жизнь, за наше поведение, за то, как мы относимся к Богу и людям.

Господь требует от нас, чтобы мы исполняли Его святые заповеди, чтобы мы жили по Его законам, чтобы Евангелие было для нас не просто книгой для чтения, а той книгой, с которой мы сверяли свою повседневную жизнь. И таинство Святой Евхаристии неразрывно связано с тем, что происходит после него и до него. Неслучайно Церковь призывает нас внимательно готовиться к принятию Святых Христовых Таин, очищать свое сердце через таинство исповеди, очищать свой ум через молитву и покаяние, через внимательное и сердечное участие в Божественной Евхаристии.

Но Евхаристия связана и с тем, что происходит после того, как мы причастились, как услышали отпуст литургии и как вышли за пределы храма – ведь именно за пределами храма начинается то пространство, в котором мы должны проявлять свою христианскую любовь, свое христианское мужество и в котором мы должны действовать так, как подобает христианам. Если мы причащаемся Святых Христовых Таин, но жизнь наша не соответствует евангельскому идеалу, то тогда это таинство оказывается для нас, по слову апостола Павла, «в суд и во осуждение» (См. 1 Кор. 11: 28,29

Наша любовь к Богу проверяется за стенами храма – где мы встречаемся с человеческим горем, с человеческой нуждой, с человеческим злом и коварством, где Господь призывает нас действовать так, как Он Сам действовал среди людей. В наших повседневных делах мы должны брать пример с Самого Господа, взирая на Него, как на тот образ, которому мы должны подражать.

Всякий раз, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, будем молиться о том, чтобы Господь давал нам силы быть добрыми христианами в этом мире, где христианские ценности многими людьми забыты, где евангельские заповеди многим людям неизвестны. Будем просить Господа о том, чтобы Он наполнял наши сердца той благодатью и той любовью, которая помогает нам нести наш жизненный крест, которая помогает нам во всех обстоятельствах жизни действовать так, как подобает христианину. Аминь».

Поделиться:

Читайте также: