Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Святитель Иустин (Полянский)

О любви к Богу и ближнему
Чтобы усвоить и исполнять заповеди Христовы, необходимо знать: какия же именно эти заповеди и сколько их? На этот вопрос едва ли кто может дать точный и определенный ответ. В наших катехизисах подробно говорится только о 10 заповедях Ветхаго Завета; а из заповедей Новаго Завета упоминаются только 9 обетований о так называемых блаженствах. Между тем, как Новозаветных Христовых заповедей много, как это видно из Евангельской истории на всем ея пространстве. Много заповедей, данных и примером, и изреченных устами Господа нашего Иисуса Христа; но они до сих пор, почему-то, не собраны воедино, – для более удобнаго и постояннаго памятования о них. Чтобы видеть их все, для этого нужно читать постоянно все Евангелия; а это, очевидно, не всегда и не для всех возможно. И заповеди забываются! Из св. отцов и учителей Церкви, кажется, один только св. Максим Исповедник сказал об этом нечто своему совопроснику. «Хотя, – сказал он, – и много заповедей но все они совмещаются в одном слове – следующем: возлюби Господа Бога твоего всею крепостию твоею, всем помышлением твоим, и ближняго своего яко сам себе» (Лк.10:27). Брат спросил Исповедника: «Если заповедей много, то какия они, и кто может исполнить все заповеди?» Св. Максим отвечал: «Все заповеди может исполнить тот, кто подражает Господу и последует Ему шаг за шагом. Кто будет следовать за Господом – шаг за шагом, – тот увидит все Его заповеди, данныя Им и словом, и примером; а кто будет подражать Господу, тот и исполнит все заповеди Его». На вопрос: «Кто может подражать Господу?» Св. Максим сказал: «Из тех, которые порабощены миру и суетам его, никто не может подражать Господу; те же, которые могут сказать: Се мы оставихом вся, и вслед Тебе идохом (Мф.19:27), получат силу – подражать Господу, и по всем заповедям Его направляться». И отвещав ангел рече ему: аз есмь Гавриил предстояй пред Богом, и послан есмь глаголати к тебе и благовестити тебе сия (Лк.1:19). Подобни ми бывайте, братие, и смотряйте тако ходящыя, якоже имате образ нас (Флп. 3:17). Ни едино убо ныне осуждение сущым о Христе Иисусе, не по плоти ходящым, но по духу (Рим.8:1). А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал.5:24) Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа: имже мне мир распяся,и аз миру (Гал.6:14). Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин (Мф.10:37). Обаче враги Моя оны, иже не восхотеша Мене, да царь бых был над ними, приведите семо и изсецыте предо Мною (Лк.19:27). Итак, последуем за Господом шаг за шагом, сперва мысленно, по указанию Священной Евангельской Истории, чтобы увидать и перечислить все заповеди Христовы; а потом позаботимся и на деле исполнять их, чтобы возлюбить нам Господа Бога и Спасителя нашего всем сердцем и душою, и, таким образом, наследовать жизнь вечно-блаженную. Без искренней любви ко Господу и исполнения заповедей Его невозможно спастися.

Первейшая всех заповедей: слыши, Израилю, Господь Бог твой Господь Един есть: и возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим – от всего сердца твоего и всею душею твоею – от всея души твоея, и всем умом твоим – и всею мыслию твоею, и всем помышлением твоим, и всею крепостию твоею (Мк. 12:29, 30; Лк. 10:27). Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши и ближняго – искренняго своего, яко сам себе (Мф. 22:37–39). Большая сих ина заповедь несть (Мк. 12:29–31). В сию обою заповедию весь закон и пророцы висят (Мф. 22:40): на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Итак, главная, основная, всемирная и вечно-неизменная Божественная заповедь Ветхаго и Новаго Завета есть заповедь о любви к Богу и ближнему. Заповедь о любви к Богу и ближнему имеет целию укоренить в нас семя новой жизни, святой и Богоугодной, и привнести в нас союз совершенства (Кол. 3:14). Любовь к Богу, по учению Евангелия, должна быть: самая искренняя, полная и совершеннейшая (Лк. 10:27), – и потому никак не может совмещаться с любовию к миру – (Мф. 6:24); должна выражаться в повиновении воле Божией, в исполнении заповедей (Ин. 14:15, 21; 1Ин. 5:3); должна стремиться к подражанию совершенствам Существа высочайшаго и иметь цель Его славу (Еф. 5:1–2; Мф. 5:10); наконец, должна быть так глубока и непоколебима, чтобы мы готовы были на все пожертвования ради имени Божия (Рим. 8:35, 38–39: снес. Мк. 8:35). Любовь к ближним, неразрывно связанная с любовию к Богу (1Ин. 4:20), объемлет всех людей, друзей и недругов (Мф. 5:44–45). Она везде бывает нелицемерна, усердна, от чистаго сердца (1Пет. 1:22), и непременно выражается в делах (1Ин. 3:18; Рим. 13:8–10). Проникнутый христианскою любовию не обижает ближняго, не только делом, но даже словом и мыслию (Мф. 7:12, 7:1–2, 5:22); напротив, сам великодушно переносит все оскорбления, и прощает все обиды (Мф. 18:22, 5:39, 6:14). Он всегда милосерд и щедр к ближним своим (Мф. 5:42; Лк. 6:35); он заботится не только о внешнем их благосостоянии, но и о спасении души (1Сол. 5:14–15; Евр. 10:24), и вообще столько бывает предан ближним своим, что готов положить за них самую душу свою – (Ин. 15:12–13). См. Введ. в Богосл. Макария (Булгакова). Как стяжать такую полную любовь к Богу и ближним? Cм. книжку «Жизнь во Христе», изд. Афон. П. М. 1899 г. Всемирная заповедь о любви к Богу и ближним есть как бы солнечный центр, в котором совпадают и из котораго выходят все заповеди Христовы, за сим следующия.

* * *
О пребывании в Боге и во всем Божественном
Что яко искаста Мене; не веста ли, яко в тех, яже Отца Моего, достоит быти Ми (Лк. 2:49). «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Это – ответ Спасителя Пречистой Матери Его и св. Обрученнику Ея – Иосифу, искавшим и нашедшим Его в храме Иерусалимском, когда Он был еще только 12 лет, и беседовал там с учителями Иудейскими. В этих первых словах Господа, записанных в Евангелии от Луки, очевидно, заключается заповедь Христова, данная нам в Его примере, о том, что всякий христианин, как последователь Его, должен быть всецело предан Богу, и во всю жизнь свою постоянно пребывать в Боге и во всем Божественном, – всегда помышлять о Боге, всегда поучаться в законе Его, всегда стараться исполнять волю Его. Одним словом, это – полная и совершенная преданность воле Божией, для которой еже жити – Христос, а еже умрети – приобретение (Флп.1:21). Она не имеет ни своей воли, ни своего мудрования, ничего не ищет, ничего не страшится, и ни о чем не печалится, не опасается никаких бедствий, не скорбит ни о какой потере, радуется и благодарит Бога в самых страданиях. – Сию добродетель Сам Господь возвеличил в лице Своем, когда сказал: снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца (Ин.6:38); и творение воли Божией считал Своим вожделенным брашном. Все святые всецело преданы были воле Божией; и все истинные христиане не могут найти для себя более вожделенной и успокоительной добродетели, ибо всецело предавшийся Богу почивает на руках Божиих, как младенец на руках матери, и все житейския треволнения для него не страшны: он в тихом пристанище. Но как приобресть преданность воле Божией? Для сего нужно крепко убедиться, что мы всесторонне зависимы от Бога, и что Он заботится о нас более, чем самые сердобольные родители о детях, – так убедиться и молиться: «Тебе, Господи, ведомо, что для меня полезно, сотвори же со мною по воле Твоей! Твой есмь аз, Спасе, спаси мя!»

* * *
Об исполнении всякой правды
Тако подобает нам исполнити всяку правду (Мф. 3:15). «Так надлежит нам исполнить всякую правду». Слова сии сказаны Господом св. Иоанну Крестителю, при крещении Его в Иордане, когда Креститель боялся крестить Господа, зная, кто Он, и сам просил у Него крещения.

В словах этих – новая великая заповедь, данная, в примере Спасителя, Его последователям. По сей заповеди, всякий истинный христианин, в жизни и деятельности своей, всегда должен исполнять всякую правду. Ибо если будет дозволять себе ложь и обман, то не будет уже сыном света, а будет сыном тьмы, – будет сыном диавола, который есть отец лжи.

Заповедь об исполнении правды есть не что иное, как искреннее, сердечное, соединенное со страхом Божиим послушание и покорность Закону Божию, ибо в законе правда, а в беззаконии – ложь.

Убедившись, что правда в Законе Божием, христианин уже не должен испытывать, почему то или другое повелевается, и для чего что-либо запрещается; но с безусловною покорностию ума и сердца своего исполнить повеленное и убегать запрещенного. Эта великая добродетель привлекает на обладающаго ею взоры Самого Господа, глаголющаго: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих?! (Ис.66:2). Какая великая милость Божия к христианину, преданному Богу и послушному Закону Божию!

Но и эту привлекательную добродетель стяжать трудно и не скоро возможно. Наше пытливое самолюбие все хочет знать: почему и для чего то или другое требуется, или запрещается, – все хочет решить и определить по-своему. Между тем, по ограниченности своей и слабости, часто запутывается в неправду и ложь. И сколько между нами этих фальшивых самозаконников! Потому необходимо усердно воздыхать ко Господу: «Даждь ми, Господи, послушание, даждь ми безусловную покорность закону Твоему, да не собьюсь с пути правды на пути ложные!»

* * *
О покаянии и веpе в Евангелие
Оттоле начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо царствие небесное (Мф. 4:17); исполнися время и приближися царствие Божие: покайтеся и веруйте во Евангелие (Мк. 1:15). Сими словами Господь начал Свою проповедь роду человеческому. В словах этих – общеобязательная заповедь всем христианам: кайтесь и веруйте во Евангельское учение. Этим начинайте и во всю жизнь продолжайте дело своего спасения. Истинный христианин всегда должен пребывать в мире с Богом. Но пребывать в мире с Богом нельзя без непрерывного покаяния. Покаяние cиe состоит не в словах только: «Прости, Господи, помилуй, Господи!» Но при сем неизбежны все действия, условливающие отпущение грехов, т.е.: определенное сознание нечистоты помысла, взгляда, слова, соблазна, или другого чего-нибудь, – сознание своей в том виновности и безответности – без самооправдания, и молитва об оставлении грехов ради Господа. Вера в Евангелие есть то же, что вера в Господа нашего Иисуса Христа, Искупителя и Спасителя нашего, – в Его лице и дело, изображенные в Евангелии. Сам Господь сказал о Себе Никодиму: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единороднаго, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Вера сия должна быть живая, твердая, непоколебимая, деятельная, поспешествуемая любовию, выражаемая в добрых делах. Покаяние и вера неразрывно связаны между собою, и раздельно, в истинном смысле, существовать не могут; но в сочетании их заключается тайна велика (Еф.5:32). Т.е. когда в одном и том же духе встретятся познание своей бедности, данное покаянием, и познание Спасителя, данное верою, тогда богатство Христово и окаянство кающагося сочетаваются воедино, и от этого сочетания раждается новая тварь – новый человек.

* * *
О самоотвержении и крестоношении
Если кто хочет идти за Мною, – отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16:24).

Вот и еще двойная заповедь Христова для желающих следовать за Ним: отвергнуться себя и взять крест свой.

Отвергнуться себя значит оставить все греховное, живущее в человеке; а взять крест свой значит решиться безропотно переносить все бедствия и несчастия, случающияся в жизни нашей постоянно.

Так отвергнуться себя уже значит взять крест свой, а взять крест свой есть то же, что отвергнуться себя. Самоотвержение без креста и крест без самоотвержения немыслимы. Принимаемые же в соединении самоотвержение и крест поставляют христианина на путь Христов.

* * *
О тесном и узком пути
Входите тесными вратами; потому что широкия врата и пространный путь вводят в погибель… а тесныя врата и узкий путь вводит в жизнь (Мф. 7:13–14). По сей заповеди, тесныя врата и узкий путь, которым прошел в земной Своей жизни Сам Господь, составляют единственный вход в царство славы и вечного блаженства. А как много между нами таких, которые беззаботно и небоязненно идут широкими путями, и не думают о себе, что идут в погибель, или не зная, или забывая сию заповедь! И как мало таких избранников, которые твердо помнят о тесном пути, указанном Спасителем – и делом, и словом, и усиливаются идти по нему в царство небесное!

* * *
О кротости и смирении
Приидите ко Мне, все, труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас. Возьмите иго Мое на себя, и научитеся от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим, ибо иго Мое благо и бремя Мое легко (Мф. 11:28–30). Как трогательна сия заповедь, которою Господь – Путь, Истина и Живот – призывает к Себе всех труждающихся и обремененных, и обещает упокоить их! Он как бы просит и умоляет их: возьмите на себя иго Мое: оно – благо; научитеся от Меня кротости и смирению: бремя cиe легко. И возлюбленный ученик Христов св. Евангелист Иоанн Богослов, конечно, по опыту говорит, что заповеди Христовы не тяжки (1Ин. 5:3). Как счастлив тот, кто исполняет сии заповеди! Кротость и смирение также нераздельны: где кротость, там и смирение; а где смирение, там и кротость.

* * *
О милосердии
Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36). Это такая заповедь, которою должно проникнуться все существо истиннаго христианина, потому что и на всемирном суде Христовом одесную Его станут одни только милосердые, признаны будут благословенными Отца небеснаго, и наследуют уготованное им царство небесное. Господь Бог и Спаситель наш есть сущее милорсердие и источник милосердия; потому исполненный милосердия последователь Его уподобляется Ему и милосердому Отцу нашему небесному, Который весь есть любовь.

* * *
О совершенствовании в жизни
Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный (Мф. 5:48). В этой заповеди указана главная цель, которую всякий истинный христианин постоянно должен иметь в виду и к которой обязан, во всю жизнь свою, стремиться всеми силами и мерами, чтобы достигать ее, постоянно совершенствуясь более и более в своей религиозно-нравственной жизни. Не имеющий или потерявший из виду цель сию начинает блуждать по разным сторонам, теряет, наконец, путь к своему назначению для блаженно-вечной жизни, и погибает.

* * *
О блаженствах
Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах (Мф. 5:3–12; Лк. 6:24–26). Всякий истинный христианин, чтобы на самом деле быть сыном Божиим и наследником царства небесного, непременно должен, в течение своей земной жизни, украсить свою душу сими добродетелями, определенными известными обетованиями, – то есть: смирением, плачем и сокрушением о грехах, кротостью и безгневием, правдолюбием, милосердием, чистотою, миролюбием, терпением обид, перенесением гонений за веру в Господа Иисуса Христа; и, таким образом, стяжать «райское сердце», которое изображено в изречениях Господа о блаженствах. Не имея сих добродетелей, никак нельзя получить вечнаго блаженства.

* * *
О свете добрых дел
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрыя дела, и прославляли Отца вашего небеснаго (Мф. 5:16).

Слова сии, прежде всего, относятся к Апостолам и их преемникам – пастырям и учителям святой Церкви Христовой, которые пред тем названы солью земли и светом Мира. Но и всякий истинный христианин, озаряемый и просвещаемый светом Христовым и обладающий райским сердцем, должен быть в своей среде светильником горящим и светящим для всех окружающих его, чтобы все видели его добрыя дела, подражали им, и таким образом прославляли Отца нашего небеснаго.

* * *
О миролюбии
Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду (Исх.20:13). А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Потому мирись с братом соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним в жизни сей (Мф. 5:21–26). Сею заповедию Господь исторгает из сердец последователей Своих самый корень запрещенного законом убийства – гнев и злобу, и, т. обр., дает этой заповеди совершеннейший вид, – возводит ее к высшему началу духовной жизни.

* * *
О целомудрии
Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй (Исх. 20:14). А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Потому если правое око твое соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; и если правая рука твоя соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; чтобы все тело твое не было ввержено в геенну (Мф. 5:27–30). Эта заповедь необходима для того, чтобы предохранить христианина от всякого блудодеяния самым делом совершаемого, и удержать его на высоте чистого целомудрия.

* * *
О клятве
Слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои (Лев. 19:12). А Я говорю вам: не клянись вовсе… но да будет слово ваше: да, да; нет, нет (Мф. 5:33–37). Сия заповедь дана христианам потому, что никто не имеет права клясться ни небом, ни землею, ни своею головою, ибо все это не его, и все, кроме «да» и «нет», – от лукавого; да и в общежитии никто так не теряет доверия, как тот, кто часто клянется или божится. Но клятва присяжная имеет особое значение.

* * *
О безгневии
Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб (Исх. 21:24). А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою, и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудить тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящаго занять у тебя не отвращайся (Мф. 5:38–42). Здесь, по толкованию св. И. Златоустаго, высокое христианское любомудрие, которого первая степень – не начинать обиды; вторая – когда она уже причинена, – не воздавать равным злом обидевшему; третья – не только не делать обижающему того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным; четвертая – предавать самого себя злостраданию; пятая – отдавать более, нежели сколько хочет взять причинивший обиду; шестая – не ненавидеть его; седьмая – даже любить его; восьмая – благодетельствовать ему; девятая – молиться за него, как об этом говорится в следующей заповеди. (См. толкование на Евангелие Матвея Иоанна Златоуста).

* * *
О любви ко врагам
Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небеснаго; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:44–45). Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышняго, ибо Он благ и к неблагодарным и злым (Лк. 6:35). Любящий врага есть своего рода чудотворец, говорит св. Димитрий Ростовский. Он из зверей делает кротких агнцев. Враги приносят нам великую пользу, ибо следят за нашими недостатками и делают нас осторожными и более совершенными; а языками своими очищают нас от грехов.

* * *
О милостыне
Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтоб они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небеснаго. Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздат тебе явно (Мф. 6:1–4). Сею заповедию и следующими двумя Господь уничтожает страсть тщеславия, страсть тем более опасную, что она тайно закрадывается в душу даже иных благочестивых людей, и все доброе в ней находящееся незаметно рассеевает и нечувствительно уносит.

* * *
О молитве
Когда молишься, войди в комнату свою и, затворив дверь свою, помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А, молясь, не говорите лишняго, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, иже еси на небесех! да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, тоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение; но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть царство, и сила и слава во веки, аминь (Мф. 6:5–13). Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших, добавил Господь в пояснении 5-го прошения молитвы Господней. О молитве есть прекрасное поучение св. Димитрия Ростовскаго в книге – «Внутренний человек втайне молящийся». А молитва Господня изъяснена в учении св. Тихона Задонскаго в книге «О молитве, или призывании Бога». Смотри также и «Поучение о молитве Господней» изд. Афон. П. М. 1898 г.

* * *
О пocтe
Когда постишься, помажь голову твою, и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем Твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:17–18). Подавать милостыню, молиться и поститься Господь велит тайно, предостерегая от дурной нашей наклонности – утешаться и услаждаться похвалами человеческими, и опасаясь, как бы эта наклонность, тщательно скрываемая, не только от людей, но и от самих себя, не довела нас до фарисейскаго лицемерия, которое довольствуется похвалами людскими, не заботясь и не помышляя о воздаянии Отца нашего небеснаго. Понятно, как это оскорбительно для Бога и пагубно для нас!

* * *
О надежде на Бога и предании себя в волю Божию
Не заботьтесь и не говорите, что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому, что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам. Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждаго дня своей заботы (Мф. 6:19–34). Собирать в одно и то же время сокровища земныя и небесныя – неразумно и несовместимо. Неразумно собирать сокровища земныя, потому что они часто погибают: собирать же те и другия вместе – несовместимо, потому что сердце не может двоиться, оно непременно приляжет к чему-либо одному: или к небесному, или к земному; точно так же, как невозможно служить в одно и то же время двум господам, потому что слуга непременно одного господина полюбит, а о другом начнет нерадеть. Притом же, если сердце человека приляжет к сокровищам земным, то око ума его потемнеет, и все у него будет темное, тогда как сердце, полюбившее сокровища небесныя, сделает светлым и око ума своего, и все у него будет светло. Тут должно быть одно что-нибудь; ибо нельзя служить Богу и маммоне. А заботиться о собирании пищи, пития и одежды, на многия лета, есть признак малоумия и маловерия, оскорбительного для Бога, Который так богато питает всех – до самых малейших тварей, живущих во вселенной, так роскошно одевает все растения до полевой травы! Выходит, что верующему и надеющемуся на Бога христианину все свои заботы нужно устремить главным образом к исканию царствия Божия и правды Его; а прочее все нужное для него приложится ему от Бога Отца и Промыслителя его.

* * *
О неосуждении ближних
Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, такими будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7:1–2). Праведный суд есть дело Божие, а не человеческое: кто осуждает ближнего, тот восхищает суд Божий, и притом искажает его – судит почти всегда неправильно. «Осуждая ближняго, ты не его осуждаешь, – говорить св. Иоанн Златоуст, – но себя самого, и себя самого подвергаешь страшному суду и строгому истязанию». Да и как ты примешься врачевать ближняго, когда сам больше его нуждаешься во врачевании?! Не должен судить тот, кто сам в том же виновен, и не заботится об исправлении себя и ближнего.

* * *
Об отношении к ближним, как к самим ceбе
Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки (Мф. 7:12). Это мировая заповедь о взаимных отношениях между людьми. Соображаясь с этою заповедию, мы, как люди, по себе знаем, что должно делать другим. Так, если хотим, чтобы нам благотворили, то и сами должны благотворить; если хотим, чтобы все нас любили, то и сами должны всех любить, и вообще, чего не любим сами, того не должны делать и другим. Сею заповедию Христос Спаситель показал, что Божественное учение о добродетели вообще и кратко, и удобно к исполнению, потому что оно близко к нам по природе и всем известно, так что никто не может извиниться неведением его.

* * *
О нестяжательности
Смотрите, берегитесь любостяжания; ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12:15). Сия заповедь пояснена Господом притчею о богатом человеке, у которого был хороший урожай, и он располагался на лета многия жить в свое удовольствие: пить, есть, веселиться по вся дни светло; но в заботах своих о собрании богатаго урожая и хранении его внезапно умер, и справедливо назван от Господа безумным.

* * *
О бдительности
Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи и вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, пришедши, найдет бодрствующими… Будьте же и вы готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий (Лк. 12:35–40). Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда приидет хозяина дома, – вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру, чтобы, пришедши внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем, бодрствуйте (Мк. 13:35–37). Сия важнейшая из заповедей разъяснена в Евангелии Луки (Лк. 12:40–59) и Матфея (Мф. 24:42–51).

* * *
О терпении и прочих частных заповедях
Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19). Претерпевший же до конца спасется (Мф. 24:13).

Ничем непоколебимое терпение состоит в том, что человек не только не раздражается, не гневается, не предается малодушному ропоту, но переносит все горькое, скорбное, болезненное в жизни своей, с покорностию и самоосуждением, как бы предстоя Самому Всевышнему Судии и от Него приемля истязание за грехи свои.

В терпении совершаются и терпением завершаются все христианские подвиги и добродетели. Без терпения ничего хорошего, особенно трудного, и в обыкновенной жизни ничего нельзя сделать; тем более в жизни христианской и шагу нельзя сделать без терпения.

Но как научиться терпению? Нужно, при помощи Божией, решиться – все случающееся с нами молчаливо терпеть и безропотно переносить, в ожидании перемены к лучшему. Опыты жизни научат и покажут, как терпение нам необходимо, полезно и благотворно во всех отношениях; а узнав это, человек уже не расстанется с терпением, привыкнет к нему, и, наконец, почувствует, что с терпением легче переносить все житейские невзгоды, особенно же христианские подвиги, и достигнуть тихого пристанища, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание. Как свободно, как отрадно, как весело он вздохнет тогда, переплыв бурное и многобедное житейское море, – когда все его качества и добродетели и полная любовь к Богу, и глубокое смирениe, и сердечная покорность Закону Божию, и совершенная преданность воле Божией, и любезная Богу чистота души и сердца, и истинная любовь к ближним, и вообще вседушевное желание исполнять заповеди Христовы, – будут в нем сохранены и воспитаны ничем непоколебимым терпением! Пример терпения Сам Господь и все святые.

* * *
Кроме общеобязательных заповедей Христовых, есть еще заповеди Его более частные.

1) О поклонении Богу в духе и истине (Ин. 4:24).

2) О хранении святыни – таинства веры «от врагов» (Мф. 7:6).

3) О постоянстве в молитве (Мф. 7:7–11).

4) Об осторожности от лжепророков (Мф. 7:15–23).

5) О слушании слова Божия (Мф. 12:50; Лк. 11:28).

6) О исповедничестве (Мф. 10:32–33).

7) О пище духовной (Ин. 6:27–71).

8) О достоинстве и о несоблазнении детей (Мф. 18:3–6, 10; Лк. 18:15–17).

9) О здравом разсуждении и мире христиан между собою (Мк. 9:50).

10) О христианском суде (Мф. 18:15–17).

11) О всепрощении (Мф. 18:21–35; Лк. 17:1–4).

12) О жажде духовной (Ин. 7:37–38).

13) О познании истины, и о свободе от рабства греху (Ин. 8:36).

14) О разводе супругов (Мф. 5:32; Мк. 10:2–12).

15) О девстве (Мф. 19:11–12).

16) О неподавании соблазна ближнему (Лк. 17:1–2).

17) О силе веры (Мк. 11:23–26).

18) О хранении души для жизни вечной (Лк. 18:18–22; снес. Ин. 12:25–26).

19) Спасение от прельщений лжеучителей (Мф. 24:4; Мк. 13:5–6; Лк. 21:8).

20) О подражании примеру Спасителя (Ин. 13:15–17).

21) О скромности исполнителей всего повеленного (Лк. 17:10).

22) О воздаянии Кесарева Кесарю, а Божья Богу (Мф. 22:21).

23) О причащении (Мф. 26:26–29; Мк. 14:22–25; Лк. 22:19–20).

24) Любовь по примеру Христа Спасителя есть христианское знамя (Ин. 13:34–35).

Поделиться:

Читайте также: