Воскресная проповедь. Об исцелении господом нашим Иисусом Христом бесноватого отрока-лунатика.

Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем! Сегодня Святая Церковь предлагает нашему вниманию евангельское повествование об исцелении Господом нашим Иисусом Христом бесноватого отрока-лунатика (см.: Мф. 17, 14-23).

Событие это случилось практически сразу после Преображения. Когда Господь утром с учениками спустился с Фаворской горы, апостолы обратили внимание на то, что один человек очень необычно себя ведет: он подбежал ко Христу с просьбой исцелить его сына, отрока-лунатика. Раньше он просил об этом апостолов, но они не смогли.

На это Господь произнес такие слова: О, род неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас? (Мф. 17, 17). Эти слова непростые для понимания. Даже святые толкователи часто по-разному объясняют их. Но можно говорить о том, что эти слова Христа отнесены к падшим духам, потому что чуть позже, когда апостолы наедине спросят Христа: «Почему мы не смогли исцелить отрока?» – Господь перед тем, как сказать им, чего им не хватало, скажет: «Сей род изгоняется только молитвой и постом». Вот этот род – неверный и развращенный.

Но с другой стороны, слова эти из сердца Господа были вызваны именно необходимостью как можно скорее совершить дело спасения.

Ведь Преображение было практически накануне входа Христа в Иерусалим. И то ожидание, то томление, в котором пребывал Сын Божий, Сын Человеческий, можно, наверное, передать словами Его самого из Евангелия от Луки: Господь говорит, что Он пришел огонь принести на землю и томится до тех пор, пока этот огонь не возгорится (см.: Лк. 12, 49).

Господь, желая исцелить людей от язвы вечной смерти, освободить их от уз греха и, самое важное, от уз дьявольских, произносит эти слова. Он хочет сказать, что как можно скорее нужно совершить дело спасения, чтобы не мучился человеческий род.

Апостолам Господь говорит, что этот род изгоняется только молитвой и постом, но тогда получается, что апостолы не молились и не постились? Нет. Они и молились, и постились. А почему они не смогли тогда изгнать падшего духа из этого отрока-лунатика? Наверное, их вера и молитва были не такими, какими должны были быть. А какими они должны быть? Чему они должны быть посвящены? Ради чего должна быть молитва и должен быть пост?

Конечно, ради одного – ради того, чтобы быть с Господом, чтобы Дух Святой пришел и вселился в нас, чтобы дар благодати просветил наши умы и согрел наши сердца. То есть чтобы мы стали Господними в прямом смысле, рабами Божиими – теми, которые исполняют исключительно волю Господина своего, теми, которые не знают своей воли.

И, наверное, апостолы не имели такой веры, не имели такой молитвы, не имели такого поста. Может быть, предполагают некоторые исследователи Евангелия, у апостолов вскружилась голова от дара бесов изгонять и недуги исцелять, который они получили от Господа. И ученики стали приписывать себе самим эти дарования и замкнулись на себе, поэтому у них не получилось то, что должно было получиться, – изгнать беса из отрока.

Ради чего мы постимся и молимся? Чтобы быть с Господом и быть Господними, чтобы Дух Святой пришел и вселился в нас и дар благодати просветил наши умы и сердца.

А Господь говорит о том, какими должны быть вера и молитва от поста: «Если скажете сей горе перейти отсюда туда и не усомнитесь, будет по глаголу вашему». И при этом Христос не говорит, что вера должна быть какой-то чрезвычайной, Он говорит так: «Хотя бы с зерно горчичное, такую веру имейте» (см.: Мф. 17, 20).

Слава Богу, сейчас такие времена, что среди нас нет бесноватых отроков-лунатиков, хотя никто не застрахован, конечно, от этого страшного искушения. Мы постимся и молимся. Казалось бы, зачем нам из года в год, дважды в году, предлагает Святая Церковь это евангельское чтение? Наверное, очень важно пояснить, что не в материальном смысле слова многие из нас являются бесноватыми, конечно, нет. Но нет человека, который не был бы подвержен влиянию падших духов.

Так устроил и попустил Господь: это воспитательный процесс осознания того, что мы не сами в себе имеем источник жизни и дар благодати, мы не рождаем его сами в себе от своих хотений и желаний, но получаем от Господа за смирение, рождающееся от исполнения заповедей Божиих. Как действует на нас дьявол? Если мы будем внимательны к себе, то можем, пожалуй, признаться: это очень схоже с тем, как описывает беснование отрока-лунатика его отец – то в огонь, то в воду бросает его лукавый, и падает отрок, и пену испускает изо рта.

Все люди подвержены влиянию падших духов. Это воспитательный процесс осознания того, что мы не сами в себе имеем источник жизни и дар благодати, но получаем от Господа за смирение.

Поделиться:

Читайте также: