Воскресная проповедь 2 апреля

Сегодня мы совершаем память удивительной святой – преподобной Марии Египетской. Церковь недаром выбрала эту святую и предлагает всем прихожанам вне зависимости от возраста, пола и положения увидеть великий подвиг этой подвижницы. Житие Марии свидетельствует, что святая познала все бездны порока, греха и стала великой грешницей. Но Господь омыл ее покаянием.

Какой-то момент преподобная Мария Египетская поняла всю свою греховность и встала на путь исправления. Конечно, дорогие братья и сестры, мы понимаем, что многим из нас далеко до преподобной. Но в жизни любого человека присутствуют страсти и падения. И образ преподобной, ее удивительный пример открывает перед нами возможность по силе, по нашему желанию и устроению, приносить Богу покаяние. Ибо нет того греха, который не простил бы Господь кающемуся человеку.

Сколько людей, дорогие братья и сестры, людей приходит в храм, чтобы решить собственные проблемы. Но столкнувшись, с той или иной трудностью, даже не подозревают, что, ни люди, ни обстоятельства, останавливают нас, а Бог. Господь обращается к нашему сердцу и подвигает его покаянию к исправлению.

Очень часто, братья и сестры, человек жалуется, что не получается у него ничего: ни молитва, ни пост, не получается трезвиться и видеть свою греховность. И снова, и снова человек начинает вставать после падения и греха, снова падает и начинает унывать: почему же ничего не получается? Но ведь трудно поспорить с тем, что не многие из нас обладают ревностью, которой обладала преподобная Мария Египетская.

Человек может стать святым только тогда, когда трудится изо дня в день, подвизается и не ленится. Нет ничего удивительного в том, что многое не получается у нас. Чтобы исполнить долг христианина нельзя жить духовной жизнью время от времени. Каждый день и в храме, и дома, и когда трудимся, и когда отдыхаем, и с хорошими людьми и плохими, везде человек должен оставаться одним и тем же – христианином. Конечно, дорогие братья и сестры, это очень трудно, но время, которое сейчас мы переживаем, время Великого поста, как нельзя лучше, чтобы снова и снова встать на этот путь, вспомнить свои грехи и ошибки и попросить у Бога прощение.

Мы часто задумываемся о высоком, а забываем подчас о том, что человеку нужно начинать с малого. Просто пытаться прощать ближних, любить, уважать их, помогать нуждающимся в помощи. Вот с таких элементарных вещей и начинается духовная жизнь.

Сегодня, в пятый воскресный день Великого поста, когда совсем немного осталось до Пасхи, мы слышим Евангелие о том, как Христос со Своими учениками приближается к Иерусалиму. Христос говорит им о том, что в Иерусалиме Он будет предан в руки грешников. Над Ним будут издеваться, Его предадут на распятие. В то же время мы наблюдаем спор апостолов Иакова и Иоанна, которые желали сесть по правую и левую руку от Христа во Царстве Его. Они вели себя как обычные люди, во всем нам подобные. Даже находясь рядом со Христом, Богочеловеком, все равно думали о человеческом.

Этот евангельский рассказ говорит о том, что в духовной жизни не может быть никаких гарантий: ни наши дела, ни старания и стремления, ни труды и подвиги не могут нам в Церкви ничего обеспечить, потому что Господь призывает нас не по количеству заслуг, не для того, чтобы каждый получил заработанное, а чтобы вручить нам Свою милость, чтобы мы Царство Небесное наследовали.

Мы привыкли жить в понятиях социальной справедливости, и нам кажется, что если человек делает добрые дела, то у него все в жизни должно быть хорошо, а вот если он плохой человек, то, конечно же, его надо еще при жизни наказать. Но почему же постоянно, в течение тысячелетий, удивляется человек: люди злые, бесчестные и коварные благоденствуют, а добрые, смиренные и честные оказываются обманутыми, притесненными и страдающими?

Почему у одних здоровье, богатство и все им позволено, а у других бедность, болезни, скорби и нищета? Именно поэтому: потому что в Царствии Небесном ничего не зарабатывается, потому что нет там законов социальной справедливости. Там совсем другие законы: любви, милости Божией и подвига.

А что сами Апостолы получили от Христа кроме страданий: постоянных гонений, скитаний, тюрем и мученической смерти от рук язычников? Они получили то, что просили, — пить чашу Христову, и креститься крещением, которым Он крестился.

Получить земную награду за свои заслуги даже ближайшие ученики не могут. «Ничего нельзя заработать, — говорит Христос, — потому что вы же не рабы, не наемники… вы не чужие, вы — свои». Разве платит отец сыну за то, что тот уберет квартиру или сходит в магазин? Разве мать платит своим детям за то, что они помогают в ее заботах? Очевидно, что это не так. Дети разделяют жизнь своих родителей, являются им опорой, самыми близкими людьми, которые в минуту несчастья сплачиваются и становятся с ними единым существом.

Когда мы молимся, мы просим у Бога не материальных благ, не улучшения жизненных условий или успехов в работе, а совсем других конкретных вещей: чтобы Господь помог нам стать смиренней, чтобы Он любви нам послал. Весь пост мы читаем молитву Ефрема Сирина — какие в ней прошения великие! Мы просим у Бога самых главных духовных сокровищ: целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, просим видеть свои согрешения, хотим, чтобы Господь нам их показал. А в ответ в душе только больше нетерпения, больше обид, раздражения и гнева, которые отталкивают от нас наших ближних. Почему так происходит? Потому что не знаете, чего просите, — отвечает Господь, — когда просите сесть одесную и ошую.

И Господь на нашу молитву отвечает. И ответ Его надо принять с радостью и благодарностью: Господь услышал мою молитву, и дал мне повод проявить смирение и терпение, дал мне возможность проявить любовь к своему ближнему, когда это тяжело, когда это нестерпимо, когда надо себя преодолеть и вырасти над собой.

Именно это мы должны понять. Этот Великий пост, который мы проходим в очередной раз, еще и еще раз являет нам урок того, что мы делаем это для Бога не как рабы и наемники, что мы не хотим заработать себе каких-то баллов, а хотим разделить с Ним Его жизнь, пить чашу Его и креститься крещением, которым Он крестился ради нас. Аминь.

Поделиться:

Читайте также: