Воскресная проповедь об исцелении слуги римского сотника.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

Возлюбленные во Христе братия и сестры, сегодня нам было предложено евангельское благовествование о чудесном исцелении Господом нашим Иисусом Христом слуги римского сотника.

 

На северо-западном берегу Галилейского моря, недалеко от того места, где впадает в это море священная река Иордан, на невысоком холме Тель-Хум, лежат развалины древнего города.. А во времена Христа Спасителя здесь был небольшой, но цветущий и богатый город Капернаум. Это название, по переводу с еврейского языка, означает село утешения или отрады. И действительно, это был один из самых живописных уголков земли Обетованной.

 

Тут сходились по торговым делам и строгие блюстители отеческих преданий – Иудеи, и простосердечные Галилеяне, и образованные Еллины, и воинственные Римляне, и разноплеменные жители Востока и Малой Азии. Вот этот-то счастливый по самому названию городок и избрал Христос Спаситель.

 

Здесь провел Он большую часть времени Своего общественного служения; здесь был дом апостола Петра, а может быть и других апостолов-рыбарей; здесь Господь постоянно проповедовал Свое Божественное учение. Здесь сотворил Он и множество чудес. Вот почему евангелист называет этот городок – Его городом. Сюда и направил Он путь Свой с горы Блаженств, после Своей Божественной проповеди.

 

Так как Святая Земля в то время была подвластна Римлянам, то в Капернауме был отряд Римского войска под начальством сотника или, по-нашему, офицера. Сотник этот был по происхождению язычник; но его честная, добрая и искренняя душа уже познала всю суетность и ложь язычества и прилепилась к вере Иудеев и он, по собственному усердию, построил для Иудеев синагогу.

 

Ко времени прибытия Иисуса Христа в Капернаум у этого сотника тяжко разболелся любимый слуга или раб. И вот, старейшины, «придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу». Господь видел его пламенную веру, его глубокое смирение, его тревогу, и тотчас пошел с ним к его дому.

 

И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Но скажи слово, и выздоровеет слуга мой…» Многие ли из нас, христиан, имеют такую любовь к подчиненным, когда они находятся в нужде и смертельной болезни?..

 

Поэтому-то, сотник сказав «слуга мой лежит», ничего к этому не прибавил. Что же делает Иисус? То, чего прежде нигде не делал. Во всех других случаях Он сообразовывался с желанием просителей, а здесь предупреждает его и обещает не только исцелить, но и прийти в дом: ИИСУС ГОВОРИТ ЕМУ: Я ПРИДУ И ИСЦЕЛЮ ЕГО.

 

А делает это для того, чтобы мы познали добродетель сотника. Если бы Он не обещал, а сказал только: «Иди, да исцелеет отрок твой»; тогда бы мы совершенно не знали об этой добродетели. Что же делает сотник? В смиренном сердце он помышляет только о своем недостоинстве. Он, ОТВЕЧАЯ, Говорит: ГОСПОДИ! Я НЕДОСТОИН, ЧТОБЫ ТЫ ВОШЕЛ ПОД КРОВ МОЙ.

 

Поистине только вера, проникнутая глубоким чувством смирения, сознанием своего недостоинства, есть вера спасающая. Когда сотник считал себя недостойным принять Господа в свой дом, он был достойнейшим, потому что Иисус Христос вошел не под кров его дома, но в самое сердце его». Он не сказал: помолись, призови Бога и умилостиви Его, НО СКАЖИ ТОЛЬКО СЛОВО, только повели, И ВЫЗДОРОВЕЕТ СЛУГА МОЙ!  ИБО Я И ПОДВЛАСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК, т.е. Ты – Бог, я – человек; я под властью, Ты же не под властью.

НО, ИМЕЯ У СЕБЯ В ПОДЧИНЕНИИ ВОИНОВ, ГОВОРЮ ОДНОМУ: ПОЙДИ, И ИДЕТ; И ДРУГОМУ: ПРИДИ, И ПРИХОДИТ; И СЛУГЕ МОЕМУ: СДЕЛАЙ ТО, И ДЕЛАЕТ, – то не гораздо ли большую силу имеешь Ты?

 

УСЛЫШАВ СИЕ, ИИСУС УДИВИЛСЯ, т.е. признал его веру достойной удивления, необычайной даже среди верующих Израильтян. И СКАЗАЛ ИДУЩИМ ЗА НИМ: ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ, И В ИЗРАИЛЕ НЕ НАШЕЛ Я ТАКОЙ ВЕРЫ, –даже в тех, которые хвалятся, что они – избранный Божий народ.

ГОВОРЮ ЖЕ ВАМ, ЧТО МНОГИЕ ПРИДУТ С ВОСТОКА И ЗАПАДА, со всего света, согласно древним пророчествам, придут ко Мне через веру, И ВОЗЛЯГУТ на вечери Божией, в вечном блаженстве вместе с АВРААМОМ, ИСААКОМ И ИАКОВОМ В ЦАРСТВЕ НЕБЕСНОМ; а СЫНЫ ЦАРСТВА, те, которые считали себя законными наследниками этого царства, за свое неверие ИЗВЕРЖЕНЫ БУДУТ ВО ТЬМУ ВНЕШНЮЮ. ТАМ БУДЕТ ПЛАЧ И СКРЕЖЕТ ЗУБОВ.

 

И СКАЗАЛ ИИСУС СОТНИКУ: ты веруешь, что Я могу повелевать болезнями так же, как ты – своими подчиненными; веруешь, что могу одним словом Моим исцелить твоего слугу; за эту веру твою Я и говорю тебе: ИДИ, И, КАК ТЫ ВЕРОВАЛ, ДА БУДЕТ ТЕБЕ: И ВЫЗДОРОВЕЛ СЛУГА ЕГО В ТОТ ЧАС.

 

Как часто приходится слышать от людей: я молюсь, я стремлюсь к Богу, я жажду встречи с Ним, – а вместе с этим Он как будто остается мне далеким, нет у меня живого чувства Его близости… Порой мы себе задаем вопрос: как жить? что делать? Если бы только Господь, Спаситель Христос встал передо мной, если бы только Он мне сказал вот теперь: Поступай так, поступай иначе… – я бы поступил; но Он молчит… Правда ли это?

 

Нет, неправда! Дорогие мои, Господь оставил нам Свое слово в святом Евангелии; там сказано все, что нужно, для того чтобы наша жизнь стала иной, чтобы она преобразилась, чтобы все в ней стало ново, чтобы пути наши стали путями Божиими.

 

А мы ждем иного откровения, личного. Это слово звучит на каждой странице Евангелия и его мы не слышим – потому что не так часто обращаемся к чтению Священного писания. Но продолжаем мечтать вот бы мне новое слово, и пришел бы сам Господь, тогда я уверую.

 

А надо учиться у сотника, его послушанию, вере и смирению, и тогда все перед нами раскроется, и Бог станет для нас Живым и близким и чудотворящим.

 

Да будет слава Богу Живому за Его бесчисленные исцеления верных Своим могущественным словом — и в прошлом, и в настоящем. Поклонимся Его святому и всесильному слову, коим Он творит новое, врачует болящих, восставляет падших, прославляет презренных, утверждает верных и обращает неверных, и все сие — ради Иисуса Христа, Сына Своего Единородного, Господа и Спаса нашего, и силою Духа Святого.

 

Поклонимся же вместе с воинством ангелов и святых Отцу и Сыну и Святому Духу — Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Поделиться:

Читайте также: