Воскресная проповедь. Исцеление десяти прокаженных

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Таинство Евхаристии или Причащения – это центральное Таинство Церкви. Оно является способом соединения нашей души и тела с Богом. Его установил Господь Иисус Христос.

В переводе с греческого языка это означает «благодарение». Значит, самое важное наше богослужение, которое мы можем совершить, заключается в том, что мы собираемся вместе для того, чтобы поблагодарить Бога.

На самом деле, быть по-настоящему благодарными Богу оказывается очень трудно. И когда мы вспоминаем различные свои грехи, приходя на исповедь, нам порой трудно до конца осознать, какой грех неблагодарность к Богу и к чему этот грех приводит человека.

Сейчас мы с вами слышали Святое Евангелие, в котором через повествование о чуде, совершенном Спасителем мира Господом нашим Иисусом Христом, до наших душ доводится мысль о том, человек всегда должен иметь в своем сердце благодарность Господу Богу.

Вот это чувство благодарения Богу не сразу приходит в сознание человека. Потому что чаще всего человек обращается к Богу тогда, когда у него в жизни какая-то сложность или проблема. И тогда сердце человека, осознавая суетность и пустоту времени, которое он проводил без Бога, обращается к Господу. Но в этом обращении чаще всего и больше всего человек изливает свою боль, свою скорбь, приносит к Господу свои мольбы и свои просьбы.

Иисус Христос на пути в город Иерихон встретил десять человек, больных проказой. Проказа – страшнейшая болезнь, неизлечимая, против которой в древнем мире не было никаких способов ее лечения. И в наше время тоже никто еще не нашел возможность, как исцелить эту болезнь. Единственное, что делают в этих случаях, этих больных изолируют. Потому что болезнь тем страшна, что человек гниет заживо, у него отмирают целые части тела, но при этом он не чувствует боли.

Святые Отцы неоднократно, объясняя смысл Святого Евангелия, предлагают нам сравнить эту болезнь тела человека с болезнью души, говоря о том, что когда человек поражен грехом, когда грех проник во всю его душу, он тоже уже не чувствует своего собственного греха.

Человек живет в грехе и не чувствует его. Это очень страшное состояние наших душ. Страшно, когда мы не чувствуем, как обижаем друг друга.

Страшно, когда мы не чувствуем боль и страдание другого человека и потому бываем жестокими и немилосердными.

Страшно, когда для нас грех становится образом нашей жизни и мы не чувствуем, как наша душа загнивает, гибнет.

Так вот, десять человек больных проказой встретили Иисуса Христа и стали издалека кричать: «Иисус, наставник, помилуй нас!» Они обратились к Христу и издалека кричали Ему. Надо было приложить силы, чтобы кричать. Они не смели подойти ближе, потому что по жестоким законам древнего времени, если они приближались больше чем на определенное расстояние к человеку, то их положено было забрасывать камнями. Так ограждали себя люди от внешней, телесной заразы.

Так происходит и с нашей душой. Когда однажды мы увидим все безобразие нашего греха, увидим бедственное положение нашей души, у нас появляются силы, и мы начинаем просить Бога о помощи. Просим Его, взываем к Нему, обращаемся к Нему. Особенно это с нами бывает тогда, когда внешние, жизненные обстоятельства помогают нам увидеть наши собственные грехи.

Это бывает, когда мы, или кто-нибудь из наших родных, или наших детей заболевает и мы начинаем взывать к Богу

Бывает с нами так, когда кто-то из наших родных или близких умирает, и как молнией тогда озаряется наше сознание, и мы видим, насколько бессмысленна жизнь без Бога, насколько страшен итог жизни человека, который не был с Богом.

Бывает так и тогда, когда мы попадаем в очень затруднительное положение, или в семейной жизни, или на работе – и вот тогда мы начинаем обращаться к Богу, и кричим и взываем Ему, потому что мы почувствовали всю бедственность нашего положения.

Иисус Христос, услышав, как кричат к Нему эти десять человек, посылает их к ветхозаветному священнику: «Идите, покажитесь священнику», – говорит Он. Почему так делает Иисус Христос? По древнему закону определять, кто может принадлежать к обществу здоровых людей, а кто не может, могли ветхозаветные священники. Они определяли, быть ли человеку в стане прокаженных или быть в нормальном человеческом обществе. Иисус Христос посылает их к этим священникам. И когда они идут, с ними совершается чудо. Пока они идут, они очищаются: болезнь сходит с них, происходит то, что невозможно пояснить никаким человеческим разумом.

Так и нам, дорогие братья и сестры, для исцеления наших прокаженных душ Господь дал возможность пути – пути к Нему же, к Богу: «Иди, покажись священнику», – это путь жизни в Церкви. Господь установил таинство священства через благодать Святаго Духа для того, чтобы человек, идя жизненным путем, через молитвы, священнодействия, церковные установления, церковные обряды получал все необходимое для исцеления своей души. И человек, когда идет этим путем, когда показывает свою душу через священника самому Богу, особенно это бывает в таинстве исповеди, очищается. И сколько раз мы с вами это ощущали на своих собственных душах.

Так и эти десять прокаженных очистились. И вот, когда они увидели, что они очистились, один из них с радостью побежал назад к Христу и стал благодарить Его за то, что произошло. Один из десяти.

Дорогие братья и сестры! Не подскажет ли нам наша с вами совесть, как мы поступаем в своей жизни? Не бывает ли и с нами такое, что пока нам тяжело, мы призываем Господа Бога, обращаемся к Нему, молимся Ему; как только нам становится легче, мы забываем обо всех тех дарах Божьих и помощи Божией, которые Он делает для нас.

Господь через эту притчу предлагает нам посмотреть на самих себя, чтобы мы увидели состояние наших собственных душ. Насколько мы бываем благодарны Богу. Когда этот один человек пришел и стал благодарить Господа, Господь спросил у него: «Разве не десять очистились? Где же еще девять? Иди, вера твоя спасла тебя».

братья и сестры! Десять человек очистились, но одному Господь сказал, что его вера его спасла! Значит, другие девять, хотя и исцелились от своей телесной болезни, спасения не приобрели. И хотя получили то внешнее, чего хотели, – перестали быть больными проказой, – души у них не очистились, спасения они не получили, потому что не имели веры.

Значит, вера только тогда спасает человека, когда она соединена с благодарностью к Богу. Когда мы благодарим Бога, тогда наша вера делается для нас спасительной. Тогда все те благодатные дары, получаемые нами через таинства и церковные обряды, тогда все, что преподается в Церкви, становится для нас спасительным, если мы живем этой благодарностью к Богу.

Дорогие мои! Как бы и нам с вами услышать от Иисуса Христа такие слова: « Иди Вера твоя спасла тебя». Чтобы и мы, получая благодеяние от Бога, были такими же благодарными, как этот исцеленный самарянин.

Об это помолимся сейчас. Помолимся о том, чтобы в нашей душе всегда было чувство благодарности Господу; чтобы мы благодарили Бога и в радости и в болезни и когда у нас счастье, и тогда, когда у нас несчастье; чтобы мы возносили хвалу Господу и тогда, когда мы больны, и тогда, когда мы здоровы; чтобы мы непрестанно славили Бога и тогда, когда у нас во всем достаток, и тогда, когда мы нуждаемся ,чтобы каждый день у нас начинался и заканчивался благодарением Богу.

Вот и сейчас совершая Божественную евхаристию, возблагодарим Господа Бога за все те благодеяния, которые Он непрестанно изливает на нас. Будем просить у Него, чтобы Он дал нам дар веры, спасающий и исцеляющий наши души и телеса, и ведущий нас к жизни вечной.

Аминь.

Поделиться:

Читайте также: