Воскресная проповедь в 22-ю неделю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы слышали евангельское чтение о двух событиях: это воскрешение дочери Иаира, начальника синагоги, и исцеление кровоточивой женщины.

В основе обоих событий, на которые Господь откликнулся Своей чудодейственной силой, было очень важное человеческое чувство — чувство надежды. Без надежды ни дочь Иаира не воскресла бы, ни женщина кровоточивая не получила бы исцеления.

Что же такое надежда? Мы очень часто используем это слово, но, наверное, мало кто, размышляя о связанном с ним понятием, усмотрел бы очень тесную, глубокую связь с другим словом — словом «вера».

В замечательном словаре Даля мы можем прочитать, что надежда есть ожидаемая уверенность, — это точная формулировка нашего замечательного ученого. Так что же такое уверенность? В слове «уверенность» тот же корень, что и в слове «вера». Не может быть уверенности без веры.

Ожидаемая уверенность — это и есть надежда, которая без веры существовать не может. Стало быть, слово «надежда» теряет всякий смысл вне религиозного контекста, потому что без веры в Бога не может быть надежды. А что может быть? Может быть мечта. Открываем словарь Даля — что такое мечта? Четкое определение: игра воображения.

Ожидаемая уверенность и игра воображения. Сколь далеки по смыслу эти понятия! Действительно, в нашей уверенности, в нашей надежде всегда присутствует вера. И, как замечательно сказал святитель Иоанн Златоуст, не преткнется тот, кто надеется на Бога. Тогда у него вырастают крылья, он становится действительно сильным и способным на многие, в том числе великие, поступки.

Надежда не постыжает, когда она реально связана с верой. Современным людям, которые часто говорят «я надеюсь», нужно ясно понять, что без Бога и без веры не существует надежды, а есть лишь мечта, игра воображения. И как же обеднеет наша жизнь, как обеднеют межличностные отношения, если из них уйдет надежда! Нередко говорят: надежда умирает последней, и это действительно так, потому что надежда связана с верой в Бога.

Когда мы с вами слышим повествование о чудесах нашего Господа то, конечно, в сердце всякого верующего человека не может не возникнуть чувство благодарности Господу за Его великую милость к роду человеческому. С другой стороны, у нас возникает очень важный вопрос: «Что нужно каждому из нас знать и иметь для того, чтобы получать от Господа просимое?»

Сегодняшнее евангельское чтение еще и еще раз свидетельствует о том, насколько Бог близок к человеку, насколько Господь милосерд.

Ко Христу подходит начальник синагоги, архисинагог Иаир.  Он подошел к Господу и пал на землю и попросил у Христа помощи. Князь иудейский, при этом, очень сильно рисковал, так как он мог потерять авторитет и свою уважаемую и хорошо оплачиваемую работу. Но Иаир настолько любил свою дочь, лежавшую на смертном одре, что не обращает внимания на предрассудки. Он просто обращается к Богу.

Когда Иаир, переживая, ждет Христа в своем доме, какая-то женщина, вдруг, останавливает всю процессию: женщина подходит сзади ко Христу и касается только края риз Его. 12 лет не прекращалось течение крови, ее женской немощи. Раздав все имение, все имущество врачам, не приобрела никакой пользы. И вот с последней надеждой она подошла сзади ко Христу Спасителю, не имея дерзновение просить Его прямо об исцелении, прикоснулась только к краю Его одежды. И тут же остановился ток крови ее.

Совершилось чудо не только исцеления ее плоти, но совершилось чудо обретения веры, глубокой веры этой женщины. Грех есть тоже болезнь, недуг души. И мы должны осознавать, что всякий грех, а тем более страсть, укоренившаяся в душе человека, которой мы так часто и многоразлично страдаем, есть тоже подобие этого кровотечения, непрестанного и не исцельного, пока мы не пожелаем исцелиться от этих страстей.

Грех обескровливает душу человека, лишает ее силы, силы творить добро, силы жить божественной жизнью. И вот Господь дает нам возможность осознать эту свою греховную болезнь, дает нам возможность увидеть, как же мы можем исцелиться. К сожалению, страсть является неестественным состоянием души человека, но она словно бы стала уже нашим новым естеством, противоестественным. Страсти угнетают нас. Страсти расслабляют нас.

Но человек так сильно любит себя и так мало любит Бога, так много суетится, и так мало стремиться пребыть с единым Богом в молитве, в покаянии, в принуждении себя ко всякому добру. И потому этот ток крови не исцелен.

И далее приступают посланные из дома начальника синагоги Иаира и говорят, что дочь твоя умерла, оставь в покое Учителя.

Все мы знаем, что такое болезнь детей, а тем более, когда дети близки к смерти, что испытывает сердце подлинного отца и сердце настоящей матери. Как оно страдает, мучается и готово сделать что угодно, лишь бы ребенок остался жив. Порой готов отец или мать отдать самих себя, чтобы ребенку стало только лишь легче. И вот этот отец пришел, не вполне еще, может быть, веруя во Христа, не до конца осознавая, Кто перед ним стоит, но пытаясь найти хоть какую-то возможность исцелить свою дочь, и просит Его прийти в его дом, чтобы исцелить ее.

Господь говорит ему: не бойся, только веруй, и спасена будет твоя дочь. И идет в дом Иаира, чтобы явить Свою божественную силу. Оставив лишь Своих ближайших учеников Петра, Иакова и Иоанна и родителей отроковицы, говорит: тебе глаголю, восстань. И девица восстала удивительным образом силою божественной.

И чтобы уверить тех, кто был рядом, что это не призрачное видение, не какой-то образ, но реальное воскресение этой девочки, Он повелел дать ей есть. Как и Сам Он по Воскресении Своем ел и пил перед учениками, желая их уверить в реальности Своего Воскресения.

Дорогие братья и сестры в этот день, воспоминая исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира, постараемся и мы с вами попросить Бога, Его исцеления для нас, видя всю свою немощь, кровоточивость своей души. И осознавая мертвенность своих, быть может, многих дел, слов, чувств, мыслей, дать возможность и нам приобщиться к Его Воскресению, чтобы ожить для жизни вечной, жизни с Богом в Царствии Небесном. Аминь.

Поделиться:

Читайте также: