О крещении детей

 

 
О крещении детей

Новый Завет сообщает нам о крещении целых семей, в которых, конечно же, были маленькие дети.

Новый Завет сообщает нам о крещении целых семей, в которых, конечно же, были маленькие дети.

Это были семьи:

Корнилия сотника: «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.

И велел им креститься во имя Иисуса Христа». (Деян. 10: 48-44);

Лидии из Фиатир: «Когда же крестилась она и домашние ее» (Деян. 16: 15);

Темничного стража: «И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его»

(Деян. 16: 31, 33);

Криспа начальника синагоги: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим»

(Деян. 18: 8);

Стефана и его дом: «Крестил я также Стефанов дом» (1 Кор. 1: 16).

Святитель Григорий Богослов говорит о крещении детей:

Существует поле благодати, куда вводится ребенок. При этом, это только семечко, которое посеяно вначале. Оно может  прорасти, но может остаться непророщенным, тщетным, если крещаемый будет воспитываться вне Церкви. У тебя есть младенец? – Не дай времени усилиться повреждению. Пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу. (Свт. Григорий Богослов. Творения. Слово 40, На святое Крещение.)


  • Таинство Крещения совершается в Православной Церкви как над взрослыми, так и над младенцами. В случае крещения младенца согласие за него дают взрослые – родители и восприемники.
  • Условием крещения младенца при этом ставится его воспитание в христианской вере и согласно нормам христианской нравственности, что предполагает регулярное участие и родителей, и ребенка, и восприемников в церковных богослужениях и Таинствах.
  • Оглашение должны проходить все дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения.
  • Православная Церковь, в отличие от всевозможных сект, никогда не ставила «рациональное понимание» условием Крещения. Более того, она утверждает, что истинное понимание становится возможным только благодаря Крещению, что это понимание является скорее плодом и следствием Крещения, чем его условием. «Младенцы крещаются во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения. Отвергающие нужду Крещения новорожденных и утверждающие, что они от прародительского греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть баней пакибытия, подлежат анафеме» (124-е правило Карфагенского Собора).
  • Младенцам благодать Божья дается в залог их будущей веры, как семя, которое бросают в землю. Но для того, чтобы из семени выросло дерево и принесло плоды Духа Святого, требуются усилия как родителей и восприемников, так и самого крещаемого по мере его возрастания: «Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст» (Пространный катехизис, п. 289).

Восприемники младенцев

Крёстный (восприемник) — в Таинстве Крещения свидетель, поручитель за веру крещаемого, обязанный наставлять его в правилах христианской жизни.
Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.
После погружения младенца в купель крещения крестный принимает его из рук священника. Отсюда славянское название – восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе, и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде.
При Крещении младенцев восприемники произносят (исповедуют) вместо них Символ веры, произносят обеты и имеют попечение о научении вере и нравственности воспринятых ими (VI Всел. соб., прав. 53; Карф., прав. 54, Требник).

Обычай иметь восприемника при Крещении восходит к древнейшему Апостольскому Преданию.
Наличие двух восприемников является русской традицией. По правилам Церкви достаточно одного восприемника: крестного отца для мальчика и крестной матери для девочки. На практике допускается несоответствие пола.


Основные критерии способности православного христианина стать восприемником:
– желание и способность к воспитанию ребенка «в христианской вере и согласно нормам христианской нравственности»;
– воцерковленность (опыт церковной жизни), ибо только такой человек может стать духовным наставником. Условием крещения младенца ставится регулярное участие и родителей, и ребенка, и восприемников в церковных богослужениях и Таинствах.
Не могут быть восприемниками (крестными родителями):
– неверующие, некрещеные, иноверные, еретики, инославные христиане (члены Римо-Католической Церкви, Армянской Апостольской Церкви, лютеране и т.д.);
– отступники, а также совершенно несведущие в православной вере и не желающие прилагать усилия к воцерковлению;
– лица, не имеющие возможности активно содействовать семье в воспитании ребенка;
– родители крещаемого младенца;
– монашествующие;
– малолетние (восприемники должны быть совершеннолетними, чтобы сознавать всю ответственность, которую они принимают. Церковь разрешает становиться крестными родителями с 15 лет для восприемника и с 13 лет для восприемницы);
– недееспособные лица (потерявшие рассудок);
– лица с сомнительными нравственными качествами.
Восприемник должен лично участвовать в совершении Таинства Крещения младенца или отрока и воспринимать его из купели.

Основные обязанности восприемника

У крестных по отношению к крестникам есть 3 основные обязанности:
1. Молитвенная. Крестный обязан молиться за своего крестника, а также по мере его возрастания научить молитве, чтобы крестник уже сам мог общаться с Богом, благодарить Творца и просить Его о помощи во всех жизненных обстоятельствах.
2. Нравоучительная. На собственном примере, вы должны показать малышу человеческие добродетели – любви, доброты, милосердия, и т.д., чтобы малыш возрастал настоящим добрым христианином.
3. Вероучительная. Обучать крестника основам христианского вероисповедания. (Если вы сами не достаточно осведомлены, то появится повод пройти как минимум огласительные беседы (катехизацию).
В Таинстве Крещения крестные обещают Богу привести к Нему малыша. Важно помнить об этом.