Царство Божие. Проповедь в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.

“Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам”, — так учит нас Христос через святое Евангелие (Мф.6,33).

Что же такое, братия и сестры, Царство Божие и Его правда? Прежде всего, это не фантазия, а реальность. Царство Божие — это достояние будущего, которое начинается и созидается здесь, на земле, при Божественной помощи, исполнением евангельских заповедей, главная из которых — любовь.

Царство Божие — это вездеприсуствие Божие, Его сила и владычество; это состояние высшего блаженства, мира, радости и счастья в Боге; это торжество чистоты и святости душ. Путь к нему — это путь боголюбия, братолюбия, миролюбия, милосердия, это добродетельная благочестивая жизнь, которая приближает нас к Богу и уподобляет Ему.

Где же находится Царство Божие? Когда оно придет? Такие вопросы задавали Иисусу Христу фарисеи. Христос ответил им: “Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот оно, здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть” (Лк. 17,20-21).

Царство Божие внутри вас есть. Если мы всем существом своим ощущаем вездеприсутствие Божие, если мы чувствуем любовь Отца Небесного и стараемся подражать этой любви, умножать ее среди окружающих нас, то мы уже имеем внутри себя начатки Царства Божия.

От самого человека зависит, жить ли с чувством Царства Божия или с чувством неведения его. Ощущение Царства Божия и Его правды надо постоянно воспитывать в себе. В этом помогает нам Господь и святая Церковь, окружающая нас материнской любовью.

Царство Божие — это вечность и наше призвание к ней. Об этом свидетельствует само слово человек: чело — лоб и век — вечность. Человек проходит период младенчества, взрослеет и мужает, затем дряхлеет и умирает.

Смерть всегда спешит убедить, что встреча еще не скоро. И человек пытается отгородиться от нее всеми способами, которые у него существуют, строит житницы, служит мамоне, пытается утопить себя в алкоголе или в каких-то еще вещах, как говорит преподобный Иустин Сербский: возводит тленное земное царство, где тучами роится моль. Человек не понимает, что пространство от двери роддома и до крышки гроба – это единый огромный большой поступок, который называется жизнь. И за этот поступок каждому из нас естественно, конечно, надо будет отвечать.

Человек ищет покоя, ищет какой-то защищенности, особенно мы, современные люди, как об этом говорится. Но все равно он не убегает от страха. Страх догоняет его. Его догоняет суета, беспокойство, догоняет бесконечное думание только о земном. Человек делает свою жизнь максимально удобней, максимально комфортней, технологичней, но все равно не находит счастья. Благодаря современным успехам медицины человек пытается продлить свою жизнь, но все равно он умирает.

Человечество внутри себя задает этот вопрос, живет постоянно каждый день этим вопросом: что нам есть, что нам пить, во что нам одеться.

Господь показывает человеку красоту, гармонию, удивительную красоту окружающего мира и говорит как бы человеку: знаешь, посмотри на эту красоту, приди ко Мне, узнай, что есть Господь.

А человек все равно отвечает как бы в невидимое, запутавшись в этой чисто земной красоте, отвечает невидимому Богу: Ты знаешь, мне некогда, у меня тут поля, у меня тут волы и много других проблем: нужно посеять, испытать, и мне не до этих высоких материй. Мне некогда.

Тогда Господь касается души человека уже колокольчиками скорбей, неожиданностью каких-то болезней, кризисом искушений, который находит на человека. Тогда вздохнет человек от боли, вроде о чем-то задумается, когда это его уже прижмет.

А потом приходит внезапно одна гостья, которая приходит к любому человеку, живущему на этой земле, неожиданная гостья – смерть. Тогда тихо она прикоснется к плечу человека и скажет: давай собирайся, пора нам отправляться в этот путь.

А человек взглянет в ее холодные глаза, в эти бездонные глаза и скажет: да ты, что шутишь что ли! У меня еще столько незаконченных дел, сколько бизнес-проектов, столько нераспаханной земли, столько всего мне нужно еще сделать.

А смерть возьмет его за руку и скажет: собирайся, мне некогда; ты все время говорил, что тебе некогда, а теперь некогда мне. Вот эти слова сегодняшние: не заботьтесь, что для души вашей есть что пить и во что одеться. И мы внутренне для себя задаем этот вопрос, когда мы слышим эти слова: не заботьтесь. Что же это значит? Это значит перестать трудиться, все побросать?

Господь очень деликатно, очень смиренно, очень тонко напоминает каждому человеку, живущему в этом мире, об акцентах, об этих приоритетах в жизни, что сначала – Бог или мамона, что сначала – небо или этот земной построенный рай. Помните, что говорит Господь: прежде, то есть впереди, сначала всех своих жизненных усмирений ты поставь Бога своего, доверься Ему, и Той тя препитает.

И как еще в Евангелии говорится, что у вас на голове все волосы сочтены; не бойтесь, вы даже дороже многих малых. Получается, что надо не только верить в Бога, но и доверять Богу. Необходимо каждому из нас уверить себя, что Бог управляет участью мира и участью каждого из нас.

Человек — Божие творение, предназначенное для бессмертия и вечности. Господь приглашает нас здесь, на земле, созидать для себя блаженную будущность в Царстве Божием. Добрые дела, труд, жизненные испытания, терпение, душевная и телесная чистота созидают нашу подлинную человечность и приближают нас к Царствию Божию и к его правде. Евангельские заповеди открывают нам правду Божию, и потому их исполнение приводит к Богу-Владыке Царствия Небесного и Источнику всякого блага.

В нынешнем евангельском чтении мы слышим, как заботится Христос о нас, о нашей чистоте: “Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло… Никто не может служить двум господам… Не можете служить Богу и маммоне. Заботьтесь больше о душе, нежеле о теле. Ищите прежде всего Царствия Божия” (Мф.6,22- 33). Мы обязаны трудиться для земного блага, умножать его, но при этом нужно помнить и о вечном, созидать его теперь и здесь.

У нас, как и у любого человека, мы же все люди, есть какие-то различные материальные потребности. Без этих потребностей совершенно не обойтись. У нас семьи, какие-то стройки, дела, но ведь мы живем на земле пока мы здесь в теле.

Но вспахивая эту землю земную, то есть наши устроения какие-то, наши дела, мы не должны забывать вспахивать землю своей души. И покоряя прекрасный космос, который вокруг нас, мы не должны забывать о космосе своего сердца. И собирая урожай, помнить о внутреннем духовном урожае, который тоже нужно вовремя собрать. И это очень важно, собрать этот душевный, сердечный внутренний урожай. То есть нужно жить не хлебом единым.

Россия это единственная в мире страна, где не прерывается Божественная Литургия. Посмотрите, начинается она на Дальнем Востоке глубоким утром и заканчивается уже в Калининграде. То есть в России молятся круглосуточно. Россия это огромный божественный прекрасный престол. И мы, конечно, должны этим дорожить и должны учиться, об этом нам сегодняшнее Евангелие говорит, смотреть на мир детским простым радостным чистым оком.

Напоминая о том, что Отец Небесный питает птиц и одевает красотою полевые лилии, Христос уверяет нас в том, что Господь заботится о всех нас. Как важно принять в сердце свое эти уверения: “Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!”. “Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (все необходимое для жизни земной) приложится вам”.

Возложим все наши надежды на Господа. Будем трудиться и просить Его не лишить нас Божественной милости и Царства Божия.

Аминь.

Поделиться:

Читайте также: