Проповедь в праздник Вход Господень в Иерусалим

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня великое торжество — вспоминается торжественный царский вход Господа в Иерусалим.

Церковь вступает в особые дни — дни, полные ликования и трагизма. В дни, в которых почти нет границы между «ОСАННА!» и «РАСПНИ!»…

Как это страшно — жаждать и желать земного царя и не рассмотреть перед собою Живого Бога! Кругом ликований вайи, восклицания, постеленные одежды… А Христос идет через все это — к Своей смерти.

Он знает, что руки, которые сегодня держат цветы, завтра с ненавистью сожмут камень. И глаза, которые сегодня хранят улыбку, через несколько дней зажгутся недобрым огнем и нальются кровью.

Он говорил им о Царствии Небесном, а они ждали только удовлетворения своих земных проблем! Он возвещал им о Божественной Любви и Сам был Любовь, а они эту любовь безжалостно растоптали!

Время приближалось Христу взойти на Крест и на Кресте быть закланным, как Агнцу, взявшему на Себя грехи всего мира. Идя в Иерусалим, Христос поручает ученикам привести молодого осленка, на котором Он въехал бы в Иерусалим не как рядовой путник, а как Царь мира и Владыка.

Жители иерусалимские встречают Спасителя Христа с торжеством и ликованием, потому что ожидают, что Он освободит Свой народ от политического гнета; и когда окажется, что Спаситель пришел освободить людей и весь мир от греха, от неправды, от отсутствия любви, от ненависти, тогда от Него отвернутся с горечью, разочарованностью, и те, кто так торжественно Его встречали, обратятся во врагов. В течение всей недели, все время тьма, сумрак чередуются с проблесками света…

И вот остановка на крутой дороге. Спаситель воссел на осла… И, окинув Своим Божественным взглядом Иерусалим, сияющий златыми куполами храма, стал, окруженный учениками, спускаться с горы Гефсиманского сада, с горы Масличной, с горы милости (масличный сад — это сад плодов, которые дают елей. А по-гречески это близко к слову милость, значит — с горы милости).

Сразу собралось много народа — своего и приезжих на Пасху изо всех мест, где только были рассеяны иудеи. Об этом шествии еврейские святые пророки задолго пророчествовали от Бога: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе <…> сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах 9:9; ср. Ис 62:11).

А грудные дети, будучи на руках у матерей, тоже восклицали, как и взрослые в честь Христа: “Благословен Грядущий во Имя Господне! Осанна! Осанна! Благословен Грядущий во веки веков Спаситель мира!”. И так шествие вошло в город Иерусалим…

Старые книжники — враги Христа — заметили Христу: “Ты слышишь? Тебе Божескую честь воздают даже дети!”. — “Да, слышу их голоса — серебряные колокольчики на саккосе Первосвященника! А вы разве не читали у святых пророков, что ссущие грудь младенцы будут Христу славу воссылать!”.

И удалился из города Христос, сказав евреям: “Вот дом ваш остается пуст!”.

И заплакал Христос о людях с жестоким сердцем и неверием ни Богу, ни пророкам, ни сердцу своему.

«Чтобы почувствовать радость этого каждый год возвращающегося праздника — Вербного воскресения, нужно вспомнить прежде всего, что этот торжественный вход в Иерусалим был единственным очевидным торжеством на протяжении земной жизни Христа. Он не искал нигде и никогда ни признания, ни власти, ни славы, не искал даже элементарного житейского благополучия. «Лисицы имеют норы, — говорил Он, — и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову».

«Христос — источник радости. Он источник подлинного веселья, переходящего в жизнь вечную, и без Христа такого источника не существует. Вот почему говорит апостол Павел: «всегда радуйтесь»; потому что если мы живем со Христом, если мир Христов становится нашим миром, то в нашу жизнь приходит радость как величайшая ценность, как показатель богатой, сильной и независимой от внешних обстоятельств внутренней духовной жизни человека. А мир Христов — это наши убеждения и состояние души.

Как нам воспринимать сегодняшний праздник, ведь мы тоже с вербами пришли встречать  Христа , восклицая « Осанна в вышних». Но выйдя с храма, мы продолжаем грешить, у нас не хватает решимости расстаться с удовольствиями и слова вечная жизнь кажутся нам  какими то далекими и призрачными.

Сегодняшняя радость накануне воспоминания о страданиях Спасителя помогает нам понять непреходящие источники подлинной человеческой радости, а значит, подлинного человеческого счастья, потому что там, где непреходящая радость, там и счастье, там и блаженство, там и Царство Божие».

С сегодняшним праздником, братья и сестры, сердечно вас поздравляю — с пожеланием здоровья, с пожеланием справедливого мира, с пожеланием радости жизни на земле. Аминь.

Поделиться:

Читайте также: