Пророки Ветхого Завета

Пророк Время слу­же­ния
(до Р.Х.).
Прави­тель.
Миссия про­ро­ка Духов­но-нрав­ствен­ные уро­ки
НОЙ Сог­лас­но Сеп­ту­а­гин­те Ной ро­дил­ся в 1662 от Сот­во­ре­ния ми­ра. Не­чес­тие меж­ду людь­ми дош­ло до то­го, что из всех лю­дей на зем­ле ос­тал­ся вер­ным Бо­гу толь­ко один пра­вед­ный Ной со сво­им се­мей­ством. Тог­да Гос­подь оп­ре­де­лил очи­стить зем­лю во­дою от пог­ряз­ших в гре­хе на­ро­дов, а Ноя сох­ра­нить на зем­ле, для даль­ней­ше­го раз­мно­же­ния лю­дей. Про­жил 950 лет. Че­лове­ку все­гда сле­ду­ет ос­та­вать­ся вер­ным Бо­гу, быть пра­вед­ным и не­по­роч­ным, в лю­бых об­сто­я­тель­ствах, да­же ес­ли он жи­вет в ок­ру­же­нии раз­вра­щен­ных лю­дей. Про­яв­ле­ние не­по­чте­ния к сво­е­му от­цу есть тяж­кий грех.
АВ­РА­АМ Ори­ен­ти­ро­воч­но пе­ри­од мож­но ог­ра­ни­чить рам­ка­ми пер­вой по­ло­ви­ны II ты­ся­че­ле­тия до Р.Х.; Ав­ра­ам жил прим. с 2000 до 1800 г. до Р.Х. Бог из­брал пра­вед­но­го Ав­ра­ама, что­бы сох­ра­нить ис­тин­ную ве­ру, че­рез его по­том­ство, для все­го че­ло­ве­че­ства. Бла­го­сло­ве­ние Ав­ра­ама и за­вет с ним ис­пол­ни­лись в И­ису­се Хрис­те. Ве­ра в Бо­га есть не толь­ко ве­ра в бы­тие Бо­жие, но и лич­ное до­ве­рие Бо­гу: Бо­гу есть до ме­ня де­ло; Он об­ра­ща­ет Свое сло­во и ко мне лич­но; я лич­но при­зван ве­рить это­му сло­ву и по­ла­гать­ся на не­го. Ис­тин­ная ве­ра при­зна­ет Бо­га Тем, Кто Он есть; Бог зна­ет, что го­во­рит – не­ле­по по­ла­гать, что Всеб­ла­гой вво­дит нас в заб­луж­де­ние или что Все­ве­ду­щий че­го-то не учел. Все что угод­но мо­жет ока­зать­ся заб­луж­де­ни­ем, ложью и ошиб­кой, но сло­во Бо­жие ос­та­ет­ся не­по­ко­ле­би­мой ис­ти­ной.
Ког­да Гос­подь спа­са­ет нас от гре­ха, нуж­но убе­гать от не­го, не ог­ля­ды­вать­ся на не­го, т. е. не за­дер­жи­вать­ся и не жа­леть о нем.
И­АКОВ XVIII-XVII ве­ка до Р.Х. Яв­ля­ет­ся ро­до­на­чаль­ни­ком 12 ко­лен Из­ра­иле­вых. Спо­до­бил­ся ви­де­ния та­ин­ствен­ной лест­ни­цы, со­еди­няв­шей не­бо с зем­лею, про­об­ра­зо­вав­шей Бо­жию Ма­терь. Ес­ли че­ло­век стре­мит­ся к Бо­гу, в ко­неч­ном сче­те, он най­дет свой путь к Не­му. Бедс­твия сле­ду­ет пе­ре­но­сить с не­по­ко­ле­би­мою вер­но­стью Бо­гу, с твер­дым тер­пе­ни­ем и пре­дан­но­стью Про­мыс­лу Бо­жие­му и с не­из­мен­ным упо­ва­ни­ем на Не­го во всех об­сто­я­тель­ствах сво­ей жиз­ни.
МО­ИСЕЙ XVI-ХV ве­ка до Р.Х.Рам­зес II, Мер­нептах (еги­пет­ские фа­ра­о­ны); пред­во­ди­те­лем ев­рей­ско­го на­ро­да яв­лял­ся сам Мо­исей. Воз­гла­вил ос­во­бож­де­ние сво­е­го на­ро­да. Был че­ло­ве­ком, ко­то­ро­му Бог от­крыл тай­ны бы­тия: сот­во­ре­ние ми­ра и че­ло­ве­ка. При­нял от Бо­га Его Де­сять за­по­ве­дей. Кро­ме то­го, Гос­подь дал Мо­исею и дру­гие за­ко­ны цер­ков­ные и граж­дан­ские. По­велел Он так­же ус­тро­ить ски­нию. Си­лой Бо­жи­ей Мо­исей тво­рил ве­ли­кие зна­ме­ния и чу­де­са. Бог ми­ло­стив к тем, кто пред­сто­ит пред ним в ве­ре и пос­лу­ша­нии. Че­ловек дол­жен ос­та­вать­ся вер­ным Бо­гу при лю­бых об­сто­я­тель­ствах и не те­рять упо­ва­ния на Гос­по­да. Идо­ло­по­клон­ство и ма­ло­ве­рие яв­ля­ют­ся тяж­ким гре­ха­ми про­тив Бо­га.
И­ИСУС НА­ВИН ХV век до Р.Х.Мо­исей; позд­нее И­исус На­вин сам яв­лял­ся пред­во­ди­те­лем ев­рей­ско­го на­ро­да. Яв­лял­ся пред­во­ди­те­лем и вое­на­чаль­ни­ком ев­рей­ско­го на­ро­да в пе­ри­од за­во­е­ва­ния Ха­наа­на. Че­рез не­го Гос­подь явил ве­ли­кие чу­де­са. Во вре­мя од­но­го сра­же­ния с неп­ри­я­те­лем И­исус На­вин по по­ве­ле­нию Бо­жию про­дол­жил день, ос­та­но­вив солн­це до тех пор, по­ка не по­ра­зил вра­гов. Вве­дя ев­рей­ский на­род в Зем­лю Обе­то­ван­ную пос­ле окон­ча­ния вой­ны, раз­де­лил ее меж­ду ко­ле­на­ми из­ра­иль­ски­ми. Гос­подь ми­ло­стив к тем, кто име­ет страх Бо­жий и слу­жит Ему в чис­то­те и ис­крен­но­сти.
СА­МУ­ИЛ XI век до Р.Х.Саул, Давид (1Цар. 9:17; 16:13) Стал пре­ем­ни­ком свя­щен­ни­ка Илия. По­мазал на цар­ство пер­вых ев­рей­ских ца­рей – Са­ула, а пос­ле – свя­то­го Да­вида. В слу­чае гре­хов­но­го па­де­ния че­ло­век (на­род) дол­жен при­не­сти Бо­гу ис­крен­нее по­ка­я­ние и встать на путь ис­прав­ле­ния.
НА­ФАН XI век до Р.Х.Давид, Соломон (1Пар. 29:293Цар. 1:34) Не до­пу­стил стро­и­тель­ство Да­видом хра­ма; воз­ве­стил Да­виду суд Бо­жий за со­вер­шен­ные им пре­ступ­ле­ния; со­дей­ство­вал по­ма­за­нию Со­ломо­на на цар­ство. Бог строг к тем, кто со­вер­ша­ет гре­хов­ное па­де­ние, но ми­ло­стив к тем, кто вста­ет на путь по­ка­я­ния и ис­прав­ле­ния.
ДА­ВИД XI-Х ве­ка до Р.Х.Са­ул; позд­нее сам Да­вид яв­лял­ся пра­ви­те­лем Про­ро­че­ство­вал о Хрис­те. По­казал при­мер не­по­ко­ле­би­мой ве­ры в Бо­га, по­ка­зал при­мер ис­тин­но­го по­ка­я­ния. По­корил И­еру­са­лим и сде­лал его сто­ли­цею цар­ства ев­рей­ско­го. Пос­та­вил но­вую ски­нию и пе­ре­нес в нее ков­чег за­ве­та. Бог ми­ло­стив к тем, кто пред­сто­ит пред ним в ве­ре, кро­то­сти и пос­лу­ша­нии. Бог про­ща­ет да­же тяж­кий грех при ус­ло­вии ис­крен­не­го по­ка­я­ния у греш­ни­ка.
СО­ЛОМОН Х век до Р.Х.Да­вид; позд­нее сам Со­ломон яв­лял­ся пра­ви­те­лем Про­ро­че­ство­вал о Мес­сии. Пос­тро­ил пер­вый и­еру­са­лим­ский храм. Яв­лял­ся са­мым муд­рым ев­рей­ским ца­рем, од­на­ко впал в идо­ло­по­клон­ство. Идо­ло­по­клон­ство есть тяж­кий грех про­тив Бо­га.
ИЛИЯ IX век до Р.Х.Ахав Израиль­ский (3Цар.17:1 – 4Цар.2:11) Был рев­ност­ным по­бор­ни­ком чис­то­ты ве­ры, гроз­ным об­ли­чи­те­лем идо­ло­по­клон­ства и вся­ко­го не­че­стия. Со­вер­шил не­ма­ло чу­дес, был взят на Не­бо жи­вым, яв­лял­ся Хрис­ту на го­ре Фа­вор, бу­дет пред­те­чею вто­ро­го при­ше­ствия Спа­си­те­ля на зем­лю. Гос­подь ми­ло­стив, Он не толь­ко гроз­ный ка­ра­ю­щий Су­дия. Че­ловек дол­жен ос­та­вать­ся вер­ным Бо­гу при лю­бых об­сто­я­тель­ствах и не те­рять упо­ва­ния на Гос­по­да.
ЕЛИ­СЕЙ IX век до Р.Х.Ахав, Охозия, Иорам, Ииуй, Иоахаз и Иоас Израиль­ские (4Цар.2:1-9:1; 13:10-21) По­казы­вал, как не­об­хо­ди­мо по­мо­гать нуж­да­ю­щим­ся. Бес­тре­пет­но го­во­рил ца­рям прав­ду, об­ли­чая их не­че­стие и нак­лон­ность к идо­ло­по­клон­ству. С име­нем про­ро­ка свя­зы­ва­ет­ся мно­же­ство чу­дес. Бо­гу нуж­но от­во­дить пер­вое мес­то в жиз­ни. Бог за­бо­тит­ся о пов­се­днев­ных нуж­дах лю­дей.
АВ­ДИЙ (ма­лый про­рок) IX век до Р.Х.Ахав Из­ра­иль­ский Про­ро­че­ство­вал о пред­сто­я­щей ги­бе­ли Едо­ма; про­воз­ве­стил суд над все­ми на­ро­да­ми и обе­то­ва­ние о спа­се­нии Из­раи­ля. Гор­дость – один из наи­бо­лее опас­ных гре­хов, по­то­му что она по­буж­да­ет стре­мить­ся к вла­сти над дру­ги­ми. За этот грех че­ло­век (на­род) не из­бе­жит Бо­жи­его воз­мез­дия.
И­ОНА (ма­лый про­рок) IX-VIII ве­ка до Р.Х.И­еро­во­ам II Из­ра­иль­ский Про­ро­че­ство­вал о судь­бах из­ра­иль­ско­го на­ро­да, «при­ра­ще­ние» тер­ри­то­рии Из­раи­ля, стра­да­ни­ях Спа­си­те­ля, за­пу­сте­нии И­еру­са­ли­ма Пре­ду­пре­дил Ни­невию, сто­ли­цу Ас­си­рии, о не­об­хо­ди­мо­сти по­ка­я­ния. Бог хо­чет, что­бы все на­ро­ды об­ра­ти­лись к Не­му. Он лю­бит все на­ро­ды и каж­до­го че­ло­ве­ка в от­дель­но­сти.
И­ОИЛЬ (ма­лый про­рок) VIII век до Р.Х.И­оас И­удей­ский Пред­ска­зал о нас­туп­ле­нии все­об­ще­го су­да и от­да­лен­ных вре­ме­нах Мес­сии. Пред­ска­зал о том, что Дух Свя­той изо­ль­ет­ся на вся­кую плоть без раз­ли­чия по­ла, воз­рас­та и сос­то­я­ния. Бог су­дит все на­ро­ды за их гре­хи, а веч­ное спа­се­ние по­лу­ча­ет толь­ко тот, кто ве­рит в Не­го. Ни­ког­да не сле­ду­ет па­дать ду­хом, но нуж­но упо­вать Гос­по­да.
АМОС (ма­лый про­рок) VIII век до Р.Х.Иерово­ам II Израиль­ский
(Ам.1:1)
Воз­ве­щал при­бли­же­ние Су­да Гос­под­ня. Об­ли­чал не­до­стат­ки об­ще­ства: со­ци­аль­ную нес­пра­вед­ли­вость и не­ра­вен­ство, при­зы­вал к ми­ло­сер­дию в от­но­ше­нии бед­ных и уни­жен­ных. Из­бран­ни­че­ство Из­раи­ля по­ни­мал как вы­со­кую ме­ру от­вет­ствен­но­сти пе­ред Бо­гом. Ве­ра в Бо­га – не толь­ко лич­ное де­ло. Бог при­зы­ва­ет всех ве­ру­ю­щих бо­роть­ся с нес­пра­вед­ли­во­стью в об­ще­стве и по­мо­гать нуж­да­ю­щим­ся.
ОСИЯ (ма­лый про­рок) VIII век до Р.Х.Иерово­ам II Израиль­ский (Ос.1:1) Про­ро­че­ство­вал о Хрис­те. Об­ли­чая без­за­ко­ния из­ра­иль­тян, воз­ве­щал им ве­ли­кие бед­ствия от ино­пле­мен­ни­ков и пе­ре­се­ле­ние в плен ас­си­рий­ский. Пред­ска­зал, что пре­кра­тит­ся вет­хо­за­вет­ное жерт­во­при­но­ше­ние и не бу­дет А­аро­но­ва свя­щен­ства и что по всей зем­ле рас­про­стра­нит­ся ис­тин­ное Бо­гопо­зна­ние. Ког­да че­ло­век гре­шит, он на­ру­ша­ет от­но­ше­ния с Бо­гом, пре­да­ет Его. Все от­ве­тят пе­ред Бо­гом за свои гре­хи, но те, кто про­сит у Не­го про­ще­ния, не бу­дут осуж­де­ны.
МИ­ХЕЙ (ма­лый про­рок) VIII век до Р.Х.Иоафам, Ахаз, Езекия Иудей­ские (Мих. 1:1) Пред­ска­зы­вал па­де­ние Се­вер­но­го и Юж­но­го Царств. Это бу­дет Божье на­ка­за­ние, по­ка­зы­ва­ю­щее, как Бог за­бо­тит­ся о Сво­ем на­ро­де. Объ­явил о пред­сто­я­щем рож­де­нии Мес­сии. Че­ловек, жи­ву­щий вда­ли от Бо­га, жи­вет во гре­хе. Толь­ко Бог по­ка­зы­ва­ет лю­дям путь к веч­но­му ми­ру. Его на­ка­за­ние час­то нас­тав­ля­ет на путь ис­тин­ный.
ИСА­ИЯ (ве­ли­кий про­рок) VIII-VII века до Р.Х.Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия и Манас­сия Иудей­ские (Ис. 1:1) Про­ро­че­ство­вал о Мес­сии, Не­бес­ном И­еру­са­ли­ме, ев­рей­ском и дру­гих на­ро­дах. Со­вер­шил ряд чу­дес. Бо­га не­воз­мож­но пос­тиг­нуть ра­зу­мом. Иног­да нам при­хо­дит­ся пе­ре­не­сти на­ка­за­ние, что­бы мы вер­ну­лись к Бо­гу. Каж­дый на­род дос­то­ин вла­сти, ко­то­рая над ним. Судь­ба че­ло­ве­ка за­ви­сит от не­го са­мо­го и оп­ре­де­ля­ет­ся его пос­туп­ка­ми. Бо­га нуж­но чтить серд­цем, а не сло­ва­ми.
НА­УМ (ма­лый про­рок) VIII-VII ве­ка до Р.Х.Ма­нас­сия И­удей­ский Пред­ска­зы­вал по­ги­бель Ни­невии, зас­лу­жив­шей та­кую участь сво­им идо­ло­по­клон­ством, осо­бен­но же раз­вра­том и кол­дов­ством, чрез ко­то­рое она по­ра­бо­ща­ла на­ро­ды. Тех, кто со­вер­ша­ет зло и уг­не­та­ет дру­гих, од­на­жды то­же пос­тигнет пла­чев­ная участь.
СО­ФОНИЯ (ма­лый про­рок) VII век до Р.Х.Иосия Иудей­ский (Соф. 1:1) Про­ро­че­ство­вал о раз­ру­ше­нии И­удей­ско­го цар­ства, при­зы­вал к по­ка­я­нию. Бог бу­дет су­дить нас за не­по­ви­но­ве­ние, но, ес­ли мы бу­дем вер­ны Ему, Он про­явит к нам ми­лость.
И­ЕРЕ­МИЯ (ве­ли­кий про­рок) VII-VI века до Р.Х.Иосия, Иоахаз, Иоаким, Иехония, Седекия Иудей­ские (Иер. 1:1-3) Че­рез про­ро­ка И­ере­мию Бог яс­но пред­ска­зал, что за свое не­че­стие и­удей­ский на­род бу­дет по­ко­рен и от­ве­ден в плен ва­ви­ло­ня­на­ми, и что и­удеи бу­дут на­хо­дить­ся в пле­ну семь­де­сят лет. Пла­кал о не­че­стии сво­е­го на­ро­да на раз­ва­ли­нах И­еру­са­ли­ма и про­дол­жал учить доб­ру ос­тав­ших­ся жи­те­лей. Скор­би мо­гут быть по­сы­ла­е­мы че­ло­ве­ку (на­ро­ду) как на­ка­за­ние за его гре­хи, за от­ступ­ни­че­ство от ве­ры. Единс­твен­ным спо­со­бом из­ба­вить­ся от бед­ствия яв­ля­ет­ся по­ка­я­ние, ис­прав­ле­ние и мо­лит­ва к Бо­гу. По­кая­ние в без­нрав­ствен­ном ми­ре про­сто не­об­хо­ди­мо.
АВ­ВА­КУМ (ма­лый про­рок) VII-VI ве­ка до Р.Х.И­осия, И­оахаз, И­оаким, И­ехо­ния, Се­декия И­удей­ские Пред­рек раз­ру­ше­ние И­еру­са­лим­ско­го хра­ма, Ва­вилон­ское пле­не­ние и воз­вра­ще­ние плен­ных на ро­ди­ну. Вмес­то то­го что­бы сом­не­вать­ся в Бо­жи­их пу­тях, мы долж­ны по­ни­мать: Он со­вер­шен­но спра­вед­лив, и мы долж­ны ве­рить, что Он ру­ко­во­дит всем и од­на­жды зло бу­дет окон­ча­тель­но уни­что­же­но.
ДА­НИ­ИЛ (ве­ли­кий про­рок) VII-VI ве­ка до Р.Х.На­вухо­до­но­сор II, Вал­та­сар, Да­рий I, Кир II Пред­ска­зал близ­кие со­бы­тия и со­бы­тия да­ле­ко­го бу­ду­ще­го, в том чис­ле соз­да­ние Рим­ской им­пе­рии, ког­да ро­дит­ся Хрис­тос – ос­но­ва­тель все­мир­но­го, веч­но­го цар­ства – свя­той Цер­кви. Пред­ска­зал вре­мя рож­де­ния Спа­си­те­ля, Его смерть, раз­ру­ше­ние И­еру­са­лим­ско­го хра­ма и са­мо­го го­ро­да, пре­кра­ще­ние вет­хо­за­вет­ных жертв. Нуж­но хра­нить ве­ру в ис­тин­но­го Бо­га, да­же ес­ли пре­тер­пе­ва­ешь го­не­ния. Гор­де­цу сле­ду­ет сми­рять свое серд­це, что­бы не гне­вить Гос­по­да. Нам сле­ду­ет ду­мать не столь­ко о бу­ду­щем, сколь­ко о том, как нам жить сей­час, что­бы не стать жерт­ва­ми бу­ду­щих со­бы­тий.
И­ЕЗЕ­КИ­ИЛЬ (ве­ли­кий про­рок) VII-VI ве­ка до Р.Х.На­вухо­до­но­сор II Спо­до­бил­ся ви­де­ния сла­вы Бо­жи­ей. Про­ро­че­ство­вал о вос­кре­ше­нии из мерт­вых, Мес­сии, воз­об­нов­ле­ния бо­го­слу­же­ний в хра­ме. Так­же пред­ре­кал ду­хов­но-нрав­ствен­ное па­де­ние ев­ре­ев, ра­зо­ре­ние дру­гих на­ро­дов. Бог вос­пи­ты­ва­ет Свой на­род, что­бы лю­ди ста­ли бли­же к Не­му. Гос­подь же­ла­ет не ги­бе­ли без­за­кон­ни­ков, но их по­ка­я­ния.
АГ­ГЕЙ (ма­лый про­рок) VI век до Р.Х.Дарий I (1Ездр. 6:14) При­зы­вал на­род к по­ка­я­нию. Об­ли­чал на­род, за­бо­тя­щий­ся о сво­их жи­ли­щах, а не о до­ме Бо­жи­ем. Об­ли­чал вы­со­ко­ме­рие стро­и­те­лей вто­ро­го И­еру­са­лим­ско­го хра­ма, по­ла­гав­ших, что ра­бо­та на свя­том мес­те уже де­ла­ет их свя­ты­ми. На пер­вом мес­те в жиз­ни че­ло­ве­ка дол­жен быть Бог. Не­чис­тое, кос­нув­шись чис­то­го, не ос­вя­ща­ет­ся.
ЗА­ХАРИЯ (ма­лый про­рок) VI век до Р.Х.Дарий I (Зах. 1:1) Под­роб­ные про­ро­че­ства о гря­ду­щем Мес­сии (бу­ду­щее яв­ля­ет­ся аре­ной но­во­го мес­си­ан­ско­го ве­ка, но на­род не дол­жен ув­ле­кать­ся об­ман­чи­вой на­деж­дой на Мес­сию, как на по­ли­ти­че­ско­го за­во­е­ва­те­ля – для это­го про­рок воз­ве­ща­ет о Его стра­да­ни­ях на зем­ле). День Гос­по­день – это не толь­ко день гне­ва, но и день дол­го­ждан­но­го ос­во­бож­де­ния и ра­до­сти.
МА­ЛАХИЯ (ма­лый про­рок)* V век до Р.Х.Не­емия Об­ли­чал на­род за не­до­ста­ток усер­дия в жерт­вах, свя­щен­ни­ков – за ук­ло­не­ние от ве­ры, уг­ро­жал им су­дом Бо­жи­им за по­ро­ки и бо­го­хуль­ство; в то же вре­мя про­ви­дел сла­ву вто­ро­го хра­ма и яс­но пред­ска­зы­вал при­ше­ствие Мес­сии, яв­ле­ние Пред­те­чи и гря­ду­щий Суд Бо­жий. Слу­же­ние Бо­гу долж­но соп­ро­вож­дать­ся об­ра­ще­ни­ем серд­ца. Жер­твы Бо­гу долж­ны со­вер­шать­ся с усер­ди­ем и бла­гого­вени­ем.

Поделиться:

Читайте также: