Проповедь на Успение Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

    Сегодня, возлюбленные о Господе братья и сестры, мы празднуем Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

    Слово «успение» — означает погружение в сон и вместе с тем мирную, подобную сну кончину. Для настоящего христианина смерть — не уничтожение, а переход к вечной жизни с Богом. Божия Матерь, как никто из людей и ангелов, достигла совершенного единения с Богом и оправдала цель, ради которой был создан этот мир, — обожение творения.

    В своем успении она перешла от этого совершенствующегося мира, к блаженной вечности. Она стала по ту сторону смерти, воскресения и Страшного Суда. В день Успения человечество приобрело Небесную Заступницу и Утешительницу.

    Нет людей, которые были бы абсолютно идентичными между собой. Нет человеческих жизней, в точности повторяющих одна другую. И смерть как итог жизни у разных людей также не одинаковая. Отсюда самым природным является убеждение в том, что у такой необычной личности, как Дева Мария, с Ее уникальной судьбой, смерть должна быть единственной и неповторимой в своем роде. По глубокому убеждению Православной Церкви, кончина Богоматери была такой, которой не было ни у кого кроме Нее. Ее смирение и покорность удостоили Ее стать Обителью Господа. Ее серафимовская чистота удостоила Ее стать Матерью Сына Божиего. Ее терпение, Ее преданность воле Божией, Ее желание спасти души и вечного единения с Господом возвели Ее на наивысшую ступень — Царицы неба и земли, и даровали Ей блаженную кончину. Пречистая Дева не была исключением из закона смерти, так же как и Ее Сын; однако Она, подобно Сыну, восторжествовала над смертью.

    Воскресение Ее произошло сокровенно, как сокровенной была и вся Ее жизнь, которой является Ее личность в Евангелии и апостольских писаниях. Вся жизнь Пресвятой Богородицы прошла в тайне. Она была богоизбранным сосудом, который самым таинственным образом вместил Невместимого. Да и сама тайна Боговоплощения, которой Она послужила, остается непостижимой для человеческого разума.

Преблагословенная Дева Мария, превышавшая славою верховные ангельские чины – херувимов и серафимов, ходила в простой одежде из некрашеного холста, потупив взоры, размыкая уста лишь для немногих слов. Она не дерзала на Благовествование, оставив проповедь апостолам, запретила евангелистам частое употребление имени Ее в Писании, так что многие драгоценнейшие черты облика Пречистой сохранило для нас лишь Священное Предание. Бесконечно смирялась Она, пока Сам Господь не возвеличил Ее безмерно.

    О последних годах земной жизни Пресвятой Девы Марии и о славном Ее успении мы узнаем из Священного Предания. Мы знаем, что по Воскресению и Вознесении своего Божественного Сына Она некоторое время жила в Иерусалиме. Впоследствии с Иоанном Богословом, которому Господь на Кресте завещал заботиться о Его Пречистой Матери, переселилась в Эфес. Там посетила святого Лазаря на острове Кипр и Афонскую гору, которую благословила как Свою обитель. Незадолго до Своей кончины Она переселилась опять в Иерусалим, где часто посещала места, связанные с самыми важными событиями земной жизни Своего Божественного Сына, особенно с последними Его земными днями. Это и Голгофа, и Гроб Господний, Гефсимания и Елеон. Там Приснодева сердечно молилась и находилась в постоянном желании как можно быстрее отойти к Своему Сыну. За три дня до смерти, во время молитвы на Елеонский горе Ее известил о блаженной кончине архангел Гавриил, который вручил Ей райскую ветвь — символ нетления и победы над смертью. Эту ветвь Святая Дева завещала апостолу Иоанну Богослову нести перед Ее гробом при погребении. Свое нищее имущество, которое состояло из двух хитонов, она завещала двум бедным вдовам, которые усердно служили ей. Похоронить Себя Она завещала в Гефсимании между могилами Своих праведных родителей Иоакима и Анны и Иосифа Обручника.

    Попрощаться с Пречистой чудом Божиим собрались все апостолы, кроме Фомы. Чувствуя близкую кончину Пресвятая Богородица обратилась к Своему Сыну со словами «Величит душа Моя Господа», и «Готово сердце Мое, Боже, готово сердце Мое». В это время Сам Господь в окружении множества ангелов невидимо взошел к смертному ложу Своей Матери и принял Ее пречистую Душу в Свои божественные руки. Божия Матерь без боли предала душу в руки Господа, и в то же время прозвучало ангельское пение, в котором часто повторялись слова благовещенского приветствия: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

    Апостолы торжественно перенесли тело Божией Матери в Гефсиманию, где и похоронили в высеченной в скале гробнице. Через три дня прибыл апостол Фома, которого промысел Божий задержал, и он отсутствовал при успении и погребении. По его просьбе попрощаться с Пречистой, гробницу открыли, однако тела Богоматери там не было. В тот же день вечером Она явилась апостолам в окружении сонма Ангелов и в неописуемой славе.

   В таинственном Вознесении Пренепорочной Девы Марии, взятии Ее на небо с телом Церковь видит предвозвещение будущей жизни. Богоматерь не только бессмертной душой вступила в жизнь будущего века, но и плоть Ее пережила изменения из тления в нетление. А в этом как раз и есть начало воссоздания падшей человеческой природы, возвращение ее в Рай. В этом заключается наша надежда и упование на вечную блаженную жизнь.

   Преклоняясь пред гробом Пресвятой Богородицы, учась от Нее высшему божественному ведению и христианским добродетелям, будем молить, чтобы Она не разлучалась с нами. Она обещала апостолам, а через них и нам, пребывать с нами до скончания века. В честь этого обещания святые апостолы после Успения Божией Матери, преломляя хлеб, оставляли за столом Ей, Благословенной, место с твердой верой в Ее невидимое присутствие. Верим и мы, что Она с нами, а через Нее с нами и Сын Ее — Господь наш Иисус Христос, Который внемлет Ее молитвам и нашим прошениям, благословляет, наказывает, врачует и прощает. Матерь Божия! Молитвами Твоими избави нас от всякого зла и спаси от смерти души наши. Аминь.

Поделиться:

Читайте также: