Проповедь в Неделю 6-ю Великого Поста на Вход Господень в Иерусалим

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Только что мы с вами прослушали отрывок из Евангелия от Иоанна. В нем описываются два эпизода из последних дней земной жизни Христа: трапеза в Вифании и торжественный вход в Иерусалим. Мы помним, что за некоторое время до этого произошло чудесное событие: Иисус воскресил из мертвых Лазаря, который к тому времени уже четыре дня как был погребен. Это чудо поразило многих иудеев. Толпы людей сходились, чтобы посмотреть на воскресшего. Молва об этом происшествии распространялась очень быстро. Многие желали видеть Того, Кому подвластна сама смерть, и веровали в Него. И на трапезе, о которой мы читаем сегодня, помимо учеников Спасителя, Лазаря и его сестер Марфы и Марии так же были те, кого привел туда интерес от услышанного.

Однако не все радовались произошедшему. В одиннадцатой главе Евангелия от Иоанна есть очень важный эпизод, когда первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Христа. Я процитирую этот отрывок: «Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин. 11: 47-48). Тогда первосвященник Каиафа сказал: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11: 50). Слова эти имели глубокий пророческий смысл, и не были понятны даже тому, кто их произнес! Иоанн Богослов заключает: «Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих (то есть нас с вами! – прим.) собрать воедино» (Ин. 11: 51-52).

Этот эпизод помогает нам лучше понять сегодняшнее евангельское чтение, его контекст. Народ взбудоражен, весть о Христе и Его чудесах стремительно распространяется, а фарисеи и первосвященники боятся только одного: потерять власть и положение. Они твердо решают убить не только Господа, но и Лазаря – устранить живое подтверждение того, что Иисус и есть Христос, Мессия, которого иудеи ждали не одну тысячу лет. Что Он есть Тот, кто пришел примирить с Богом отступившее от Него человечество. Примирить ценой Своей крови. Мария, сестра Лазаря, на вечере в Вифании совершает действие, значение которого, вероятно, не понимает сама: она выливает на Его ноги большое количество очень дорогого ароматического масла и отирает их своими волосами. Этот поступок в пророческом смысле означал подготовку Его к погребению. Проявляет себя и Иуда, возмущаясь пустой тратой масла и прикрываясь заботой о бедных. Но кратко и емко характеризует его мотивы апостол Иоанн: «сказал же он это… потому что был вор» (Ин. 12: 6).

Смысл поступка Марии и слов Иуды до конца не был ясен никому, кроме самого Христа. Вообще, во многом, что делал Господь, вплоть до дня своего воскресения Он был трагически одинок. Поскольку не могли еще вместить человеческим умом таинственный смысл происходящего даже Его ближайшие ученики. Зная, что рядом с Ним находится предатель и что Его ждет жуткая смерть, Он смиренно исполняет написанное и торжественно входит в Иерусалим. Толпа с пальмовыми ветвями скандирует: «осанна! (что значит «спаси!» — прим.) благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12: 13). Но не будем обманываться почти всеобщим воодушевлением: большинство кричавших, как и фарисеи, видели в Иисусе не Примирителя, не победителя смерти и освободителя от греха, а политического вождя, который освободит их от оккупационной власти и приведет к безбедной жизни. Большинство народа отличалось от первосвященников только одним: они верили в возможность свержения римской власти. Но очень скоро окажется, что Христос пришел совсем не для этого, и те, которые сегодня кричат «осанна!», будут кричать «распни».
Настроения толпы переменчивы. Но не будем обманываться и о самих себе. Нам кажется, что всё это прошло, что мы уже всё знаем и точно не повторим. Но и сегодня совершается вход Господень: Он входит в наши сердца. И мы радостно поем Ему: «благословен грядущий во имя Господне!» А уже завтра может оказаться, что своей греховной жизнью, всем своим эгоизмом и безразличием мы будем как бы кричать: «распни, распни Его»! И распнем. Мы – такие же переменчивые и поврежденные грехом люди, какими были и иудеи первого столетия. Не будем же видеть во Христе Того, Кто должен решить все наши земные проблемы, чтобы потом не разочароваться и не отпасть. Будем помнить: Христос пришел в мир, чтобы спасти нас от власти греха и ввести в Небесное Царство, где, по словам Иоанна Богослова, ни смерти, «ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).

Своей смертью и воскресением Господь открыл нам путь к вечному блаженству, которое не сравнится ни с какими богатством, доступным нам не земле. Знаю, что повторяюсь, но постоянно мне вспоминаются слова апостола Павла: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9). Помня о том, что нашему Небесному Отцу известны все наши скорби и потребности, будем, братья и сёстры, прежде всего искать Царствия Божия, встречая сегодня Спасителя словами: «благословен грядущий во имя Господне!». Аминь.

Поделиться:

Читайте также: