Проповедь в неделю, о Закхее (Лк. 19: 1-10)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Совсем немного времени – меньше месяца – прошло с окончания Рождественского поста, и мы уже слышим в храме Евангельское повествование о Закхее. Этот евангельский сюжет хорошо известен всем христианам. Закхей был сборщиком налогов в городе Иерихон и имел в своей внешности одну особенность: он был совсем небольшого роста. И когда Иисус пришел в город, Закхей пожелал увидеть Его, но не имел такой возможности из-за этой своей особенности. Толпа людей обступила Христа, и невозможно было человеку маленького роста видеть происходящее. Тогда Закхей, не заботясь о том, что о нем подумают окружающие, взобрался на дерево, и этим поступком обратил на себя внимание Спасителя. Чтобы понять, что особенного было в этом поступке, нужно обратиться к историческому контексту.

Что представляла из себя должность Закхея? Он был чиновником римского государства, оккупировавшего Иудею, и собирал со своих соплеменников налоги в пользу Рима. И брал он, конечно, больше положенного, чтобы не обделить и себя. Евангелист Лука так и говорит о нем: Закхей был «человек богатый». Нетрудно догадаться, каким было отношение к нему окружающих. С одной стороны, его презирали как предателя и взяточника, с другой – боялись, как человека, связанного с властью. И что значило для человека, занимающего такое положение, совершенно по-детски на глазах у всех вскарабкаться на дерево? Представьте, если бы на глазах у нас какой-нибудь солидный и не очень приятный нам человек сделал тоже самое? Это вызвало бы удивление и насмешки. Вспомним, к тому же, о внешности Закхея, которая придавала ситуации еще большую комичность. Но мы видим, как у этого грешного человека возникает в сердце непреодолимая потребность увидеть Иисуса, и он, не задумываясь о социальных условностях, совершает такой шаг.

Однако, удивительной и неожиданной для всех окружающих оказывается реакция Господа. Из всей толпы Он обращается прилюдно к нему одному со словами: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». «И он поспешно сошел и принял Его с радостью» – пишет далее евангелист Лука. «Как такое возможно?» – звучало, наверное, в головах тех, кто был рядом. Ведь где – Христос, еврейский Месссия, Царь Иудейский, и где – Закхей, мытарь, работающий на римскую администрацию, причинивший иудейскому народу много зла! И все это по-человечески понятно и было бы даже оправданно, если бы не та перемена, произошедшая в сердце Закхея при встрече с Иисусом Христом и, безусловно, уже известная Ему, ведь от Бога не может утаиться ни одна мысль.

Закхей, видимо уже после беседы с Господом в своем доме, говорит Ему: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Вдумаемся в эти слова, братья и сёстры! Состоятельный человек, имеющий положение и не имеющий ни в чем нужды, сделавший свое состояние на чужом горе, вдруг говорит: «кого обидел – воздам в четверо, и половину от всего отдам тем, кто в нужде». Это слова человека, о котором без натяжки можно сказать: «он встретил Бога». Не зря данный отрывок читается и при освящении жилища: после того, как Господь входит в чей-то дом, жители его призываются к тому, чтобы изменить свою жизнь, чтобы Закон Божий стал законом и для них лично, независимо от того, что было в прошлом.

«Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» – заключает Господь. Мы с вами, братья и сёстры, все очень склонны к осуждению. Если честно вглядимся в свою жизнь, то заметим, что нам наверняка доводится встречать людей, действия которых нас возмущают и приводят к одной мысли: такому непорядочному человеку не спастись. И не важно, кто это: не чистый на руку чиновник, наш коллега по работе или недобросовестный продавец. Будучи формально правы, мы спешим вынести свой суд, забывая о том, что у Господа суд совсем другого характера. Господь видит сердце человека и желает спасения каждого – независимо от того, что мы о нем думаем. Он знает наши мысли, знает наше прошлое и будущее и дает возможность всякому принести покаяние и изменить свою жизнь. Он ждет, и это ожидание со стороны иногда может казаться проявлением несправедливости. Но это не так. Там, где Бог, нет никакой неправды, и человек, который не воспользуется этой возможностью, даст перед Ним ответ на Суде. Я не зря начал с упоминания о посте: Неделя о Закхее – это последний воскресный день перед периодом, который подготавливает нас к Великой Четыредесятнице. Великий пост – время особенного внимания к своей жизни и своим мыслям, когда мы в очередной раз должны задуматься, насколько они соответствует Евангелию. Вспомним, как и нас когда-то отвратил от злых дел милостивый Спаситель и возблагодарим Его за это. И будем молиться за тех, в чью жизнь еще не вошел Христос.
Аминь.

Поделиться:

Читайте также: