Проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице. Об исцелении гадаринского бесноватого

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Братья и сёстры, сегодня в храме звучит отрывок из Евангелия от Луки, в котором рассказывается об изгнании бесов из одержимого человека. Вот как начинает этот рассказ апостол Лука: «И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах» (Лк., 8: 26-27). Интересно, что этот же эпизод встречается и у других евангелистов — у Матфея и Марка, но с некоторыми отличиями. Так, у Матфея местом действия выступает страна Гергесинская, и упоминается не один бесноватый, а два. Как объяснить эти различия? Дело в том, что Гергеса и Гадара — это два реально существовавших языческих прибрежных города, располагавшихся недалеко друг от друга. Событие, о котором повествуют апостолы, произошло недалеко от этих населенных пунктов, чем и объясняется тот факт, что разные авторы в качестве ориентиров указали разные города. Что касается расхождения в числе бесноватых, то и это имеет свое объяснение. По мнению святых отцов, одержимых было двое, и оба они получили исцеление, как и повествует Матфей, но Марк и Лука упоминают только одного по той причине, что он был очень хорошо известен на всю округу как давно наводивший ужас на местных жителей. К тому же, Лука отмечает, что он сам был из числа горожан.

Эти одержимые жили в «гробах» (то есть в пещерах, которые использовались для погребения). Из «гробов» они выходили и нагие скитались по пустыне, и устрашали людей в полях и на дорогах, особенно на дороге, вблизи которой находились их гробы. Язычники хоронили умерших чаще всего возле путей и дорог, что не было редкостью и у евреев. Так, гроб Рахили находится у дороги, ведущей из Иерусалима в Вифлеем; гроб Манассии у дороги к Мертвому морю. Овладев двумя человеческими существами, бесы стали пользоваться ими как своим орудием для причинения зла другим людям. Одного из бесноватых, как повествует евангелист Лука, жители периодически связывали цепями для его же блага, поскольку бес непрестанно мучил его и заставлял причинять вред не только окружающим, но и самому себе. Но сила этого человека в моменты беснования была настолько велика, что он разрывал цепи и убегал. В этом описании нам открывается характер взаимоотношений дьявола и человека: человек ненавистен дьяволу по определению, и все что доставляет ему и его слугам удовлетворение — это человеческие мучения. Из-за грехов человеческих, по Божиему попущению, бесы входят в людей. И им легче в людях, чем в бездне. Ибо, когда они в людях, то мучают людей, а когда в бездне, то мучают сами себя. Находясь в людях, они тоже испытывают великие муки, но эти мучения ослаблены тем, что их разделяет еще кто-то. В этом отрывке ничего не сообщается о причинах, по которым данный человек стал бесноватым, но мы знаем, что произойти это может только добровольно. Дьявол может получить власть над человеком только после того, когда тот сам — возможно, ничего не подозревая — это изберет. Каким образом происходит этот выбор? Через грех. «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 33) — говорит Господь. Совершая какое-либо греховное действие, человек делает выбор быть не с Богом, а с дьяволом, тем самым ввергая себя в его власть и все больше погрязая в греховном образе жизни. «Не давайте места дьяволу» (Еф., 4: 27) — предостерегает апостол Павел ефесян и всех нас от подобных ошибок, но как часто люди обманываются, в тяжелой жизненной ситуации обращаясь не к своему Богу, Творцу этого мира и источнику любви, а, скажем, к экстрасенсам, бабкам и колдунам, наивно полагая получить от них помощь. Или впадают в иные грубые грехи, стараясь спрятаться от Бога вместо того, чтобы призвать Его в свою жизнь. В действительности такие люди — зачастую по неведению — добровольно обращаются к дьяволу и его слугам, и подобные действия никогда не заканчиваются для них ничем хорошим.

Ибо у бесов нет никакой подлинной власти и силы, и именно это мы видим в эпизоде с исцелением гадаринского (гергесинского) бесноватого: «Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк., 8: 28). У евангелиста Матфея слова бесов дополняются еще одной репликой: «пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф., 8: 29). Мы видим, что бесы познали Иисуса как Сына Божия и в ужасном страхе громко это исповедали, но сделали это не с чувством радости и ликования, как сделал бы это человек, нашедший великое сокровище, но со страхом и ужасом, видя перед собой своего Судью. Они знают о своей участи и ограниченности, они ожидают конца времен и вечных мучений. Как пишет святитель Николай Сербский, «уже одно присутствие Христа означает для них мучение более страшное, чем свет для крота или огонь для паука. В отсутствие Христа бесы бесстыдны и дерзки настолько, что одержимых ими людей ставят ниже скотов и наполняют страхом всю окрестность. А в присутствии Христа они не только рабски испуганны, но и трусливо покорны – как всякий тиран перед своим судьей – ибо, вот, они стали униженно просить Господа, чтобы Он не посылал их в бездну». Читаем далее: «Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него» (Лк., 8: 30). Легионом во времена земной жизни Иисуса назывался отряд римского войска численностью до четырех-пяти тысяч солдат (сопоставимо с бригадой в современной российской армии). Но слово легион здесь употребляется скорее в переносном смысле: оно указывает на большое количество демонов, вселившихся в одного человека, и сопоставимое с числом пасшихся рядом свиней, которых было около двух тысяч. Мы видим, что бесы, охваченные ужасом, просят, чтобы Господь позволил им войти в это стадо свиней, и Он позволяет. «Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло» (Лк., 8: 33).

У нас может возникнуть возникнуть вопрос: зачем Господь удовлетворяет эту, казалось бы, абсурдную просьбу бесов? Святитель Иоанн Златоуст видит для этого три причины: 1) чтобы продемонстрировать людям масштаб причиняемого ими вреда; 2) чтобы показать, что без Его позволения бесы не могут прикоснуться даже к свиньям; 3) чтобы «дать знать, что с людьми бесы поступили бы даже еще хуже, чем со свиньями», если бы Промысел Божий не охранял каждого человека, в том числе одержимого демоном». «Необходимо было, — говорит святитель Николай Сербский, — наглядно – и почти грубо – показать отупевшему роду человеческому, во-первых, диавольскую нечистоту и, во-вторых, диавольскую силу. Никакие слова на свете не могли бы это выразить так ясно, как бешенство и гибель свиней, на которых набросились злые духи». Однако, далее мы видим, что даже это не вразумило язычников из Гергесы и Гадары: «Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился» (Лк., 8: 34-37). Поразительно! Казалось бы: бесноватый, наводивший ужас на местных жителей и причинявший им много зла, исцелен. Им всё пересказали: как бесноватые в ужасе пали перед Иисусом и как их устами бесы со страхом исповедовали Его Богом, как униженно просили Его, как имеющего власть над ними, послать их хотя бы в свиное стадо, как просьба эта была исполнена и как свиньи, которыми овладели бесы, бросились со скалы в воду, и как, наконец, в одно мгновение люди, прежде хорошие известные своим недугом и необузданностью и более напоминавшие мертвецов, преобразились и сидели перед ними в здравом уме. Однако, из всего этого жители тех земель вынесли для себя только одно: безвозвратно погибли их свиньи. Вместо того, чтобы воздать славу Богу и принять Его, они в ужасе говорят Ему: «уходи». И Господь смиренно уходит.

Но не будем спешить осуждать неразумных язычников из Гергесы и Гадары, а посмотрим на себя: нет ли среди нас тех, кто хотя бы раз в своей жизни уподоблялся им? Не доводилось ли и нам, братья и сёстры, став свидетелями помощи Божией и Его присутствия в нашей жизни, говорить Ему: «уходи, Господи». Действие Бога в нашей жизни иногда нарушает наши планы и представления о том, как эта жизнь должна складываться. Доводилось даже встречать людей, которые прямо говорили: «я боюсь молиться Богу, потому что думаю, что после этого у меня начнутся проблемы на работе, дела перестанут идти так хорошо, как прежде, и я многого лишусь». Иногда мы доходим до того, что готовы отвергнуть Бога и вечную жизнь ради временного успеха здесь, на земле! И все мы, братья и сёстры, в той или иной мере склонны к такому образу мысли. Но не безумие ли подобным образом относиться к своей жизни? Не лучше ли здесь, на земле, смириться с потерей чего-то, что казалось нам очень важным и составляло для нас смысл жизни, а на деле лишь отдаляло нас от Бога и затмевало Его, чтобы приобрести гораздо большее: приобрести вечность. Пример подлинно христианского образа мысли предлагает нам апостол Павел в сегодняшнем отрывке из послания к Галатам: «живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал., 2: 20). Господь сошел на землю, открыл нам тайны Царствия Небесного, указал нам путь спасения и невинно пострадал за наши с вами грехи с одной единственной целью: чтобы воскреснуть и вместе с Собой возвести на небо и нас с вами. Но при этом мы видим: даже после всего этого, совершенного ради нас, Господь безмерно уважает свободу человека и не насилует нашу волю, но молча и смиренно уходит, когда мы не желаем принять его. Но после этого мы остаемся один на один с дьяволом и своими страстями — и нет ничего страшнее такого состояния, что убедительно представил нам святой апостол и евангелист Лука. Не будем же уподобляться жителям Гадаринской страны и держаться за временные блага, но всем сердцем возжелаем доброй христианской жизни, чтобы и каждый из нас без лукавства, подобно апостолу Павлу, смог однажды сказать: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал., 2: 20).

Аминь.

Поделиться:

Читайте также: