Проповедь в неделю о мытаре и фарисее

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня в храме прозвучала, наверное, одна из самых коротких притч Спасителя: притча о мытаре и фарисее. Сюжет её всем хорошо знаком. Он очень прост, но вместе с тем – и очень глубок. В храме молились двое. Один молился так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю». Такова «молитва» надменного человека, распухшего от гордости и убежденного в собственной праведности. Парадокс молитвы фарисея, занятого самолюбованием, в том, что он совершенно безразличен к ее адресату: Богу. Действительно, если я так хорош и исполнил все внешние религиозные предписания, если во мне нет никаких изъянов, то я не нуждаюсь в посторонней помощи. Я спасаю себя сам, исполняя внешний закон, который на самом деле был дан именно для того, чтобы я увидел свою немощь, свою неспособность справиться со своим внутренним грехом, с поврежденностью моей природы. Так же и в нашей христианской жизни, братья и сёстры. Мы думаем, что исполнение молитвенных правил и земных поклонов, соблюдение постов и участие в Таинствах Церкви – это самоцель. Мы забываем, что все это, в действительности, лишь средства, которые открывают нам наше бессилие в самостоятельной борьбе со злом и приводят к смиренному принятию мысли о необходимости Божественного участия в нашем спасении. По крайней мере, должны приводить, ибо только в таком случае находится в нас место действию благодати Святого Духа.

Мы часто сокрушаемся о том, что ведем христианскую жизнь, но не можем победить в себе какой-то грех, мучающий нас, лишающий покоя, а часто и отравляющий наши отношения с ближними. Все это – именно от такого отношения к духовной жизни, когда мы по-настоящему не всматриваемся вглубь себя, чтобы увидеть не мнимое, а реальное свое положение. Чтобы искренне сказать: «у меня нет ни малейших сил противостоять греху, Господи, но верю, что только с Твоей помощью могу его победить». Примером такого обращения к Богу и является молитва мытаря, стоявшего вдали от фарисея. Не смея поднять глаз на небо и ударяя себя в грудь, этот грешный, всеми презираемый человек, произносит только: «Боже! будь милостив ко мне грешнику»! И это короткое восклицание, сопряженное с истинным покаянием, перевешивает весь тот перечень внешних дел, которые ставит себе в заслугу фарисей, ибо, как заключает Господь, «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Значит ли это, что посты, молитвы и все, что есть в нашей церковной жизни – не обязательно и даже как бы совсем не нужно? Ни в коем случае. Все перечисленное – замечательные и необходимые средства для исправления нашей жизни. Важно лишь помнить, что формальное и внешнее их употребление без участия сердца, без перемены нашего отношения к ближним и взгляда на самих себя, может завести нас в тупик.
Однако, хочется сегодня вспомнить об еще одном виде фарисейства, трагично проявившего себя в нашей истории: фарисейства не религиозного, а политического. Незадолго до революционных событий 1917 г. в своей проповеди в Неделю о мытаре и фарисее будущий священномученик Серафим (Чичагов) сказал: «Не судите тех немногих в наше время молящихся, которые, может быть, обладают лицемерием, наружным благочестием, но возмущайтесь духом при виде столь многочисленных теперь сладкоречивых, либеральных ораторов, будто бы готовых отдать все свои силы, знания и самую жизнь для несчастного народа, томящегося в невежестве и в произволе властей и произносящих огненные речи, возбуждающие страсти общественные.. Точно все силы ада восстали снова на истину Христову, на православие, столь драгоценное достояние русского народа! Это современное фарисейство опаснее всего для нашего государства и требует самого сильного и властного обличения»! Предупреждения митрополита Серафима выглядят особенно убедительно на фоне его дальнейшей жизни: после революции, пройдя через аресты и ссылки и будучи уже на покое, на 82-м году жизни он был в очередной раз арестован и расстрелян на печально известном Бутовском полигоне. И таких, как он, были тысячи. Архиереев, священников и мирян, под надуманными предлогами гонимых и умученных за веру во Христа. Людей, чью память мы сегодня празднуем: Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Сто лет назад, братья и сёстры, в нашей стране произошла трагедия, в которой каждое сословие было виновато по-своему. Причину революции видят в массовом отступлении русского народа от подлинно христианской жизни, в небрежном исполнении частью русского духовенства своих пастырских обязанностей, в равнодушии какой-то части правящего класса к нуждам своего народа и, конечно, в лживой революционной идеологии, которая обещала людям рай на земле ценой физического уничтожения и подчинения тех, кто думает иначе. Нам известно теперь, как выглядел этот земной «рай»: кровопролитная гражданская война, коллективизация и репрессии, в которых страдали невинные. И в этой атмосфере безумия и ожесточения нашлись тысячи чуждых фарисейскому формализму людей, которые осмелились говорить о Христе и проповедовать Его Евангелие, отречению предпочитая смерть.
Но нет никакой гарантии, что подобное не повторится снова в нашей истории, поскольку «дух творит себе формы». И то, что мы называем историческим процессом, находится в зависимости от духовного состояния общества. Очень символично, что сегодня совпали два этих события: первое подготовительное воскресенье перед Великим Постом и поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Прославляя подвиг новомучеников и исповедников российских и помня Господом приведенного нам в пример мытаря, изгоним из своей жизни фарисейство любого рода. Приступим к Великой Четыредесятнице с твердым намерением возвыситься над формальным пониманием поста и изменить свою жизнь. Аминь.

Поделиться:

Читайте также: