Проповедь в Неделю Крестопоклонную

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

3-й воскресный день Великого Поста именуется в церковном уставе Неделей Крестопоклонной. Всякий, кто вступил в этот пост с серьезными намерениями, уже мог ощутить на себе его тяжесть и столкнуться с тем, что страсти, которые прежде тревожили лишь время от времени, теперь проявили себя с особенной силой. Когда человек в духовном отношении живет беззаботно и не подвергает себя никаким ограничениям, ему не кажется, что есть какие-то проблемы. Он просто находится в молчаливой власти греха и не оказывает дьяволу никакого противодействия. Но когда человек вооружается против врага и берет на себя хотя бы малейший подвиг воздержания, дьявол восстает против такого христианина со всей силой, и вражда эта становится для него более явной. И чтобы мы не унывали от череды подъемов и падений, Церковь в середине поста напоминает нам, братья и сестры, ради чего вся эта борьба. Честной Крест торжественно выносится в середину храма и полагается на аналой как явный, очевидный символ победы Христа над грехом и смертью! «Я сошел с небес, чтобы творить волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6: 38) – так Он сам говорит о целях своего прихода в мир. Однако даже Его ближайшие ученики не понимали этого замысла, а когда Он прямо сказал им о предстоящих страданиях, апостол Петр принялся Его отговаривать. Мы помним, что Христос ответил Петру: «отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк. 8: 33). И после этого эпизода из уст Спасителя прозвучали те слова, которые мы слышали сегодня в храме: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8: 34).

На протяжении последних двух тысячелетий эти слова вызывают недоумение у людей, чуждых христианского образа мысли. Что это значит: отвергнуться себя, потерять свою душу ради Христа? «Неужели ваш христианский Бог, — вопрошают они, — это тиран, который требует беспрекословного подчинения и обезличивания? Неужели следовать за Иисусом – значит полностью утратить свою личность?» На все эти вопрошания Церковь отвечает отрицательно. Господь желает не нашего обезличивания, а, напротив, подлинного раскрытия наших личностей. Достигается же эта цель путем отсечения всего лишнего, не свойственного первозданному человеку, но внесенного в нашу жизнь грехом. Мы не задумываемся о том, что многое в нашем образе жизни и мысли – плод влияния падшего мира. Гневливость, любого рода зависимости, лень, склонность к осуждению и пустым разговорам, надменность и похоть – не индивидуальные особенности, требующие принятия, а болезни, требующие лечения. И одним из средств такого лечения выступает пост.

Так как же понять, где тот крест, который Господь призывает нас взять, и каким образом должно его нести? Ответ следует из ранее слышанных слов Писания: жить по заповедям в нашем мире и в любых условиях сохранять верность Христу, во всем следовать воле нашего Небесного Отца – это и есть крест, и крест этот у каждого свой. Есть одна очень простая мысль: все, что случается в нашей жизни, допускается Богом для нашей же пользы, для нашего исправления. Но принять это бывает очень непросто. И именно в сложности этого принятия и заключается вся тяжесть креста, который каждому дается по силам.

Сегодня Церковь празднует память сорока севастийских мучеников, которым тоже выпало нести свой крест. Это были отважные христианские воины, которые отказались подчиниться требованиям языческого правителя и принести жертву идолам. На них не подействовали ни угрозы, ни лесть. Они были непреклонны и твердили одно: «для нас существует только одна жизнь — смерть за Христа!» Совершенно нагими они были брошены посреди ледяного озера умирать от жуткого холода, а на берегу была затоплена баня, чтобы склонить их к отречению. Один из сорока воинов не выдержал и бросился в тепло, но тут же пал замертво, а остальные 39 остались непреклонны. И тогда Господь явил чудо: лед под ногами христиан растаял, и вода сделалась теплой. Увидев это, один из мучителей был поражен и, сбросив свою одежду, бросился к мученикам со словами «я тоже христианин!». В конечном итоге все сорок узников – в том числе и бывший мучитель – были жестоко казнены. Впоследствии останки мучеников были собраны Севастийским епископом Петром и сохранены для почитания.

От нас с вами, братья и сёстры, сегодня никто не требует отречения, но это не значит, что мы освобождаемся от несения своего креста. Все мы в жизни сталкиваемся с ситуациями, когда оказываемся перед выбором: поступить в соответствии с заповедями, вызвав неприятие других, создав себе проблемы и неудобства, либо пойти на компромисс с совестью, сохранив дружбу с миром и став врагами Богу. Вступая в пост и принимая на себя определенные ограничения, мы только учимся быть христианами, учимся нести свой крест. В ходе этой борьбы проявляются наши страсти – и Господь таким образом открывает нам наши немощи, которые еще не преодолены. Поэтому не стоит унывать, если кто пал, и не стоит гордиться, если у кого пост проходит легко, ибо заслуга в этом принадлежит не вам, а благодати Божией, которая в любой момент может быть отнята. Поклоняясь сегодня Кресту Господню, будем помнить слова Спасителя: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8: 38). И будем молить Господа, чтобы слова эти не исполнились на нас. Аминь.

Поделиться:

Читайте также: