Проповедь о хождении Иисуса Христа и апостола Петра по водам.

Дорогие братия и сестры, жизнь человеческая уподобляется бурному морю, по которому мы плывем со своим телом и душою, встречая на пути великие опасности и бедствия. Тьма и мрак окружают нас, волны многоразличных искушений и бед ударяют в нашу утлую ладью и грозят ежеминутным потоплением.

И чтобы при встрече с этими бедствиями или услышав о них, не приходили мы в уныние, безнадежность, а, напротив, укрепляли свою веру в то, что Господь Бог наш настолько любит нас, грешных, и печется о нашей жизни, о самомалейшем нашем деле, что и волос с головы нашей не упадет без Его святой воли. Для этого сегодня и предложено нам весьма назидательное и утешительное евангельское чтение о спасении Спасителем утопающего Петра.

Однажды на берегу Генисаретского озера Иисус Христос насытил пятью хлебами пять тысяч человек. После этого Он повелел ученикам Своим плыть на Другую сторону моря, а Сам пошел на гору помолиться.

Ночью, когда ученики были уже на середине моря, Иисус Христос пошел к ним по воде. Увидевши Его идущим по морю, как по суше, ученики испугались, думали, что это призрак. Иисус же сказал им: “Не бойтесь, это Я”. “Если это Ты, — сказал Ему Петр, — то повели мне прийти к Тебе по воде”. “Иди”, — ответил ему Христос. И Петр пошел.

Но, испугавшись сильного ветра, начал тонуть и закричал: “Господи! спаси меня”. Иисус Христос простер ему руку и сказал: “Маловерный! зачем ты усомнился?” Потом вошли оба в лодку. Бывшие в лодке подошли к Иисусу, поклонились Ему и сказали: “Истинно Ты Сын Божий” (Мф.14,22-33).

Во-первых, это повествование напоминает нам о пользе и надобности уединенной молитвы. Сам Иисус, Бог и Человек, часто молился в уединении.

Во-вторых, оно учит нас мужеству и неустрашимости в трудных обстоятельствах жизни, в опасностях, искушениях, уверяет в том, что Господь всегда с нами и не допустит безвременно погибнуть уповающим на Него. Апостолы, бывшие тогда еще несовершенными в вере и жизни, изображают нас с вами; море означает здешнюю суетную, волнующуюся страстями и напастями жизнь; лодка означает тело наше, в котором вместе с душою дух наш переплывает житейское море.

В разной степени мы все испытываем бурю бед и жизненных трудностей. У нас болезненно расстроены грехами и воображение, и мысли, и чувства, и воля. Часто мы всего и всех боимся, и это потому, что у нас еще слаба вера. Кто вошел в тесное единение с Богом, тот теряет страх перед всем земным, перед самой преисподней. “Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защитник живота моего, кого устрашуся? Аще ополчится на меня полк бесовский, не убоится сердце мое, аще восстанет на меня брань демонская, на Него уповаю” (Пс.26‚1,3).

Необходимо вспомнить еще о смелой просьбе Петра прийти поводе к Господу. Просьба Петра, с одной стороны, достойна одобрения, как плод веры его в Иисуса и любви к Нему, а с другой стороны, достойна осуждения, ибо, не утвердившись еще в вере и любви, имея только начатки таковых, он захотел без нужды чуда.

Так бывает и с нами: когда мы с уверенностью делаем или говорим что-либо, тогда и речь льется плавно и дело делается справно, а как станем колебаться, сомневаться, бояться-тогда и слово замирает и дело страдает. Когда мы молимся с верою и упованием, молитва наша бывает легкой и полезной, как только усомнимся или забудем о присутствии Божием, или развлечемся посторонними мечтами, и молитва погаснет, и мы чувствуем духовное крушение, утопание сердечное. Так много значит вера!

“Спаси меня!” — воскликнул утопающий Петр, и Господь простер ему руку помощи. Мы все тонем в грехах, как в море, потому и нам, как Петру, надобно чаше обращаться к Спасителю с покаянной просьбой: “Господи! спаси меня”. И Господь не даст нам погибнуть. Когда Господь вошел в лодку, ветер тотчас утих. Так и в нас утихнет немедленно буря греховная и наступит желанная тишина помыслов и чувств.

Кроме исторической стороны в евангельском повествовании заключается и другой глубокий смысл. Святые отцы сравнивают лодку, на которой ученики всю ночь боролись с бурей, с Церковью Христовой, море — с миром, бурю — с гонениями. Вздымались яростные волны сектантов, лжеучения и лжемудрствования, которые готовы были, по-видимому, потопить её.

Но Христос никогда не оставлял Своей Церкви, которую Он приобрел Кровию Своею. Вынесенная учениками буря изображает бурю страстей, волнующих человеческое сердце, бурю напастей, одолевающих нас, бурю жизненных опасностей. Доблесть истинного христианина в том и заключается, чтобы он не предавался отчаянию, а боролся до последнего, в полной уверенности, что рано или поздно Господь подаст ему всесильную руку помощи. В этой уверенности — истинный якорь христианского спасения и залог победы.

Дорогие братия и сестры, мы немощны; силы у нас слабы; живой веры, способной творить чудеса, у нас или мало, или вовсе нет. А искушений, влекущих к погибели, слишком много. И мы, подобно апостолу Петру, утопавшему в море, утопаем в море житейском. Где же искать нам поддержки и помощи в борьбе с бедами, напастями, невзгодами, искушениями внешними и внутренними, чтобы совсем не утонуть в мятежных его волнах? — Там и у Того, у Кого искал помощи утопавший Петр, у Господа Иисуса. Да взываем к Господу Иисусу все и каждый возможно чаще: «Господи, спаси, ибо я погибаю. Наставь меня на путь истины, добра и правды и укрепи на этом пути и избавь меня, Господи, от искушений. А если Тебе угодно послать мне искушения, утверди и укрепи мои слабые силы в борьбе с ними, дабы мне не пасть под тяжестью их и не погибнуть для Царствия Твоего, уготованного любящим Тебя от создания мира»..  Аминь.

 

Поделиться:

Читайте также: