Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Про­зрев­ший сле­пой и сле­пые зря­чие

Бо­го­слу­жеб­ной те­мой ше­стой неде­ли Пас­халь­но­го цик­ла яв­ля­ет­ся еван­гель­ский рас­сказ об ис­це­ле­нии, со­вер­шен­ном Иису­сом Хри­стом неза­дол­го до окон­ча­ния Сво­е­го об­ще­ствен­но­го слу­же­ния, ве­ро­ят­но, в де­каб­ре 29 го­да. Это про­изо­шло в Иеру­са­ли­ме, на празд­ни­ке Об­нов­ле­ния Хра­ма («Ха­нук­ка»), уста­нов­лен­ном в честь осво­бож­де­ния в 164 го­ду до н. э. иудей­ским во­е­на­чаль­ни­ком Иудой Мак­ка­ве­ем Свя­то­го Го­ро­да и воз­об­нов­ле­ния бо­го­слу­же­ний в Иеру­са­лим­ском Хра­ме. Тре­мя го­да­ми ра­нее (167 до н. э.) он был раз­граб­лен и осквер­нен си­рий­ским ца­рём Ан­тиохом IV Епи­фа­ном, пре­вра­тив­шим его в храм Зев­са Олим­пий­ско­го[6].

По­вест­во­ва­ние еван­ге­ли­ста Иоан­на (Ин.9:1-38), чи­та­е­мое се­го­дня за вос­крес­ной Ли­тур­ги­ей, срав­ни­ва­ет ис­це­ле­ние сле­по­рож­ден­но­го с ду­хов­ным про­зре­ни­ем че­ло­ве­ка. Это зна­ме­на­тель­ное со­бы­тие, ко­то­ро­му Цер­ковь не слу­чай­но по­свя­ща­ет по­след­нее вос­кре­се­нье пе­ред от­да­ни­ем празд­ни­ка Пас­хи (и празд­ни­ком Воз­не­се­ния), со­дер­жит це­лый ряд глу­бо­ко сим­во­ли­че­ских и на­зи­да­тель­ных ре­а­лий.

Иисус Хри­стос, ска­зав­ший о Се­бе, что Он – «Свет ми­ру», да­ру­ет воз­мож­ность ви­деть ма­те­ри­аль­ный свет и мир во­круг се­бя че­ло­ве­ку, ли­шен­но­му это­го ве­ли­ко­го бла­га, ко­то­рое мы, зря­чие, вос­при­ни­ма­ем как нечто са­мо со­бою ра­зу­ме­ю­ще­е­ся. Этот ис­клю­чи­тель­ный слу­чай, тре­бо­вать по­вто­ре­ния ко­то­ро­го мы не в пра­ве, стал для ис­це­лен­но­го сту­пе­нью к неиз­ме­ри­мо бо­лее важ­но­му про­зре­нию – про­зре­нию ду­хов­но­му. Умыв­шись в ис­точ­ни­ке Си­ло­ам (что в пе­ре­во­де зна­чит «По­слан­ный»!), он не толь­ко об­рёл зре­ние, но и уве­ро­вал в по­слан­ни­че­ство в мир Сы­на Бо­жия, а книж­ни­ки и учи­те­ля на­ро­да, гор­див­ши­е­ся сво­ей на­чи­тан­но­стью в Свя­щен­ном Пи­са­нии, оста­лись ду­хов­но сле­пы, хо­тя и бы­ли зря­чи всю жизнь.

Ду­хов­ное про­зре­ние невы­но­си­мо труд­но: здесь и необ­хо­ди­мость от­ка­зать­ся от уба­ю­ки­ва­ю­щих сте­рео­ти­пов, и страх пе­ред тем, что мо­жет от­крыть­ся вдруг пе­ред то­бою и с бес­по­щад­но­стью вы­свет­лить ме­лоч­ность и ни­чтож­ность всей жиз­ни. Нет, луч­ше не ви­деть и не знать, – Веч­ность и Сво­бо­да бес­ко­неч­но страш­ны для че­ло­ве­ка! Пусть все идет при­выч­ным че­ре­дом. Жал­кая, но неиз­быв­ная в че­ло­ве­че­ской ис­то­рии ло­ги­ка.

Прой­дет несколь­ко дней, и бо­го­слу­жеб­ное чте­ние празд­ни­ка Воз­не­се­ния Гос­под­ня вновь на­пом­нит нам о неве­ро­ят­ных, по­рою буд­то бы необъ­яс­ни­мых, труд­но­стях, ко­то­ры­ми со­про­вож­да­лось ду­хов­ное про­зре­ние да­же апо­сто­лов из чис­ла Две­на­дца­ти, бли­жай­ших уче­ни­ков Хри­сто­вых. Ра­зу­ме­ет­ся, ис­то­ри­че­ски их страх и ошиб­ки вполне объ­яс­ни­мы, но мо­жет ли это те­перь, в на­ча­ле уже тре­тье­го ты­ся­че­ле­тия Хри­сти­ан­ской эры, слу­жить оправ­да­ни­ем на­шей ум­ствен­ной сле­по­ты и нрав­ствен­ной кос­но­сти?

В сре­ду ше­стой сед­ми­цы, на­ка­нуне празд­ни­ка Воз­не­се­ния Гос­под­ня, со­вер­ша­ет­ся От­да­ние Пас­хи. В по­след­ний раз зву­чат пас­халь­ные пес­но­пе­ния, и вы­хо­дит из хра­ма пас­халь­ный крест­ный ход, чтобы сно­ва по­вто­рить­ся лишь по ис­те­че­нии бес­ко­неч­но дол­го­го – и од­новре­мен­но столь крат­ко­го – го­да, жду­ще­го нас впе­ре­ди.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Поделиться:

Читайте также: