Первая неделя Великого Поста. Торжество Православия

Мы празднуем сегодня день Торжества Православия; но мы должны помнить, что мы празднуем Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения. Это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и другими людьми; это победа Божия над нами и, через нас, сколько ни есть в нас света, над другими.

Торжество Православия совершается в первую Неделю (воскресенье) Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия — иконоборцами.

Учение о почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение.

Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства.

Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. 

Нельзя, дорогие братья и сестры, жить в соответствии с определенными убеждениями, если ты не знаешь истины, если ты не уверен в том, что ты творишь. Сегодня был придложен отрывок из Евангелия от Иоанна. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин.1:43-51).

Когда мы кого-то зовем в храм Божий, когда кому-то мы проповедуем нашу веру или просто говорим то, что нам кажется правдой, мы говорим: «Приди, сам посмотри». Говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Но, к сожалению, человек не часто отвечает на этот призыв и уж тем более, принимает наше слово. Но Нафанаил идет и хочет посмотреть. И потому, приближаясь ко Христу, он слышит в свой адрес слова Христа.

Христос называет Нафанаила человеком правдивым, искренним. Он говорит, что в нем нет никаких лукавых помыслов, что он абсолютно открыт, в нем есть

искренность и простота в самом хорошем, в самом возвышенном смысле этого слова. Предание нашей Церкви говорит, что Нафанаил, будучи человеком ищущим правды и истины, очень долго размышлял, как должен прийти Мессия? Как найти Его?

Ведь, дорогие братья и сестры, на самом деле для человека очень и очень важно найти то, ради чего стоит жить. Часто спрашиваешь: «В чем смысл твоей жизни?», а человек не знает что сказать. Кто-то говорит, что его жизнь заключается в том, чтобы доставлять себе и ближним удовольствие, безбедное существование. Кто-то пытается найти правду, которая у каждого человека своя. Кто-то говорит, что истина и смысл жизни заключается в том, чтобы вырастить детей, чтобы найти утешение для себя в жизни.

На самом деле смысл жизни человека может быть лишь в том только, чтобы спастись, чтобы обрести Бога, возлюбить Его всем сердцем, а, значит, и спасти душу свою. А все остальное – всего лишь средства для достижения этого главного.

Так вот, Нафанаил понял, что перед ним действительно Сын Божий, и он это исповедал. Этот Евангельский отрывок, об обретении истины. Нафанаил ее для себя нашел. Став учеником Христа, он пошел за Господом и посвятил Ему всю свою жизнь.

Для каждого из нас, дорогие братья и сестры, также очень важно найти эту истину. И приходя в храм, ее нужно искать, а если нашли, то хранить как зеницу ока. Обретя веру, обретя Господа, нужно всегда за это быть Ему благодарным.

Великий пост – это ежегодное возвращение человека на путь покаяния. Каждый раз, вступая в Великий пост, мы говорим: «Господи, дай нам сил найти Тебя, дай нам сил удержаться рядом с Тобой, дай нам сил принести Тебе покаяние».

Мы миновали лишь первую седмицу, нас ждет еще шесть недель долгого, трудного, но такого благодатного пути. Мы счастливые люди, дорогие братья и сестры, мы знаем истину, но не всегда, к сожалению, ценим ее. Не всегда помним, что мы наследники великого дара. Будем это ценить, будем всегда за это благодарить Господа. И не будем забывать, что обретя истину, ее нужно не просто хранить и любить, ею нужно уметь поделиться со своими ближними.

Храни вас Господь, дорогие братья и сестры. Желаю вам всем помощи Божией. Еще раз вас хочу поблагодарить за стойкость, за крепость и за внимательную и искреннюю молитву. Аминь.

Поделиться:

Читайте также: