О новом виде иконоборчества

О новом виде иконоборчества

Преамбула

В давние времена иконоборцы в Византии запрещали изготовление священных изображений и размещение их не только в храмах и публичных местах, но даже в частных домах. Православные были вынуждены тайно поклоняться иконам, пряча их от «агентов спецслужб» императоров-иконоборцев под угрозой ареста, ссылки, лишения имущества и даже жизни.

Теперь все изменилось с точностью до наоборот. Современные иконоборцы стремятся довести употребление священных изображений до абсурда, размещая их обильно на всевозможных бытовых предметах, тем самым профанируя сакральное и низводя дорогие для верующего сердца иконные лики Христа, Богородицы, ангелов и святых до заурядной картинки на этикетке, салфетке, сумке, посуде, одежде; до рисунка на ювелирных украшениях и женской бижутерии…

Репродукции икон и фресок заполонили обложки книг и журналов, первые полосы газет, «украшают» календари, закладки, обложки аудио- и видеодисков… Проще, наверное, перечислить, где их пока еще нет.

Мы живем в третьем тысячелетии. На дворе век высоких технологий. Услужливая рыночная экономика предлагает своим потенциальным потребителям не только красители самых неимоверных (и несъедобных) тонов, но и десятки видов наклеек на пасхальные яйца. А ведь есть еще формы, подставки, корзинки, рушники… Загляните в интернет, запустите поиск и уверяю вас, вы поразитесь полученному результату.

Священники призывают верующих внимательно отнестись к украшению Пасхальных яиц: переусердствовав, можно дойти до святотатства. Последние годы при подготовке праздничного стола все чаще хозяйки покупают и обертывают Пасхальные яйца наклейками иконок.

Несомненно, это очень красиво и эффектно, но ведь иконку придется содрать, очищая яйцо от скорлупы. В итоге порванные образы Христа и святых выбрасывают, а это — надругательство над христианской святыней — предупреждают священники. Кстати, те, кто изготавливает и продает наклейки с иконами, тоже делают не хорошо.

Откуда пошла традиция красить яйца? Обратимся к библейской легенде, которая гласит:

После воскрешения Иисуса Христа ученики его разошлись по миру, сообщая людям радостную весть. Мария Магдалина пришла к самому римскому императору Тиберию. По закону, полагалось что-то принести правителю, хотя бы яйцо. Итак, в руках Марии было яйцо, и она воскликнула: Христос Воскрес!

Император молвил, что скорее это яйцо станет красным, чем человек обретёт способность воскресать. И произошло чудо: Яйцо в руках Магдалины стало красным

Христиане по всему миру начали окрашивать яйца в красный цвет, для этого хорошо подходила луковая шелуха. Такие яйца назывались «крашенки». Потом яйца стали делать расписными, так появились «писанки».

Красные яйца — не просто бутафория, это символ праздника, дань событию. Вот представьте. Мы облачили яйцо в термонаклейку. Это очень удобно и нарядно, спору нет. Выбор картинок огромен, и можно украсить пасхальный стол невообразимой красотой!

На любой вкус и цвет

А теперь задумайтесь, что происходит, когда яйца очищены и съедены? Термонаклейки с изображением икон, ликами святых, храмами и другими христианскими святынями отправляются в мусорное ведро. Без преувеличения сказать, это настоящее надругательство над христианскими святынями.

На упаковке с наклейками вы не найдете указания на способ их утилизации. Вряд ли найдутся желающие поставить натуральные куриные яйца с иконными ликами в красный угол и молиться на них. Тогда что же?

Святые образа вместе со скорлупой пойдут в мусорное ведро? Есть компромиссный вариант — сжечь в чистом месте, а пепел закопать, как положено по церковным правилам поступать с освященными предметами. В условиях мегаполиса, да и просто города, это затруднительно. Да и много ли найдётся желающих так заморачиваться из за какой-то скорлупы с «наклейками»?

Что говорят священнослужители

Священнослужители рекомендуют верующим либо отказаться от применения термонаклеек, либо выбирать нейтральные узоры.

Протоиерей тульской епархии Максим Троеглазов:

Люди почистили яйцо от скорлупы, яйцо съели, а скорлупу, на которой изображен святой, бросили в мусор. Вот это, я считаю, кощунство.

Священник Дионисий Свечников:

Лично я отрицательно отношусь к таким наклейкам, где изображены иконы. Помимо того, что яйцо придется разбивать и рвать наклейку, еще придется выкинуть скорлупу с наклейкой в мусорное ведро. А это кощунство.
То, что святой образ был приобретен не в церкви, совсем не значит, что он перестал быть святым. В любом случае, к нему нужно относиться благоговейно. Поэтому священники призывают по старинке красить яйца в разные цвета, можно купить другие наклейки —
с красивыми узорами.

Также нужно быть внимательными при покупке вина, подарков с церковными украшениями, тортов и продуктов. Нередко производители на этикетках размещают иконы, и проблема возникает та же.

Подушки с иконами

Браслет с иконами

А еще есть кулоны, браслеты, майки, трусы с крестом на причинном месте (рисунок наносится по желанию заказчика)…

О священных изображениях на обложках книг и журналов, на первых полосах газет, в календарях, на закладках, в элементах фирменного стиля и т.п. уже было написанои потому не буду повторяться.

Думаю, что после всего сказанного выше возникают три вопроса: 1) как мы относимся к празднику Пасхи, 2) к Богу и святым Его и 3) к их священным изображениям (иконам, фрескам, мозаикам и др.).

На каждой литургии, а на пасхальной особенно, мы приобретаем опыт будущего Царства. Но надо помнить слова апостола: «…приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12:28-29). А потому для нас остаются актуальными слова псалмопевца: «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом» (Пс. 2:11).

И только человек духовно неразумный или, что хуже, лишенный страха Божия, может бестрепетной рукой наклеить на яйцо лик Спасителя, или Его Пречистой Матери, или святых, послуживших Богу (в отличие от нас грешных) своей праведной жизнью, полной скорбей, страданий за правду Божию, а многие и мучительной смертью за свое свидетельство о Христе;

наклеить, заранее зная, что через пару дней вместе со скорлупой он выбросит их в мусор. Даже изображение обычного человека достойно большего уважения! Разве мы позволим себе вот так запросто клеить на предметы, рвать, бросать в отходы фотографии своих близких, любимых нами людей? Как же мы тогда должны относиться к священным изображениям?

Об этом говорится не в каком-то малозначительном церковном документе, а в оросе (определении) Седьмого Вселенского собора! Ведь почитание икон есть важнейший догмат Церкви, а не просто наше произвольное и никак не регламентированное действие. За этот догмат, за право почитать иконы и священные изображения, многие христиане претерпели ссылки, жестокие гонения и мучения, отдали свои жизни и здоровье, став мучениками и исповедниками в период иконоборчества, которое длилось на христианском Востоке более ста лет (с 730-го по 843-й год).

В соборном оросе сказано, где, на чем и с какой целью должны располагаться священные изображения и каким образом почитаться верующими.

Из соборного определения следует, что священные изображения должны 1) размещаться в достойных местах; 2) изготавливаться из долговременных материалов; 3) чествоваться лобызанием, каждением фимиама (ладана), возжжением свечей; 4) они предназначены для возведения человеческого ума от образа (иконы, фрески, мозаики) к первообразу — Христу, Богородице, ангелам и святым угодникам Божиим; 5) честь воздаваемая иконе, восходит к лицу (ипостаси), изображенного на ней; 6) любое неблагочестивое и оскорбительное действие по отношению к иконе также восходит к её первообразу, то есть к личности (ипостаси) Христа, Богородицы, ангелов и святых.

Как положить предел беспределу?

Всё сказанное выше совершенно небезобидные вещи, которые можно отнести к личным пристрастиям автора: мол, если ему не хочется, пусть не пользуется сумкой с иконой, а другим не мешает.

Церковь должна четко определить для самой себя многие вещи, в частности, допустимые и недопустимые формы и способы употребления священных изображений.

Для такого различения нужны официальные церковные документы, предварительное обсуждение их положений в православной среде, в том числе на конференциях. Святейший Патриарх Кирилл одобрил инициативу Совета по проведению конференции, призванной обсудить проблему неподобающего использования священных изображений и отношения к ним, в том числе откровенно провокационных и кощунственных действий (скандальные художественные выставки и акции, вандализм в отношении икон в православных храмах и т.п.).

Кроме административных мер, нужно и широкое просвещение «номинально православных», чтобы они не покупали и не пили чаёк из кружек с Ликом Спасителя, не валялись на подушках с иконами Богородицы, не носили маек с ликами преподобных отцов или головных платков с образами блаженных, чтобы нам самим не наносить урона репутации Церкви.

Неужели мы забыли о заповеди Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями» (Мф. 7:6). Ведь святая икона — видимый образ, возводящий наш ум к первообразу, она выражает таинство нашей веры, которую мы своими же руками отдаем на поругание. Как же мы тогда сможем требовать от чужих уважения к нашим святыням и нашим чувствам?

Автор статьи: Немыченков Владимир Иванович — ведущий сотрудник Фонда Андрея Первозванного, выпускник Православного Свято-Тихоновского Богословского института.

Поделиться:

Читайте также: