О вере. Из труда «Зерцало православного исповедания». Святитель Димитрий Ростовский

Вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых; вера есть не что иное, как только веровать в то, чего не видим.

Членов веры, составленных на Соборах, бывших в Никее и в Константинополе, двенадцать, а именно:

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Из сего члена следующее выводится учение. Бог есть Существо самобытное и вина всех вещей: самобытное, то есть ни от чего другого бытия не имеющее и никем не сотворенное, а прочим всем вещам бытие и пребывание дарующее. В Боге одно существо и естество, а Лиц три: Отец, Сын, Дух Святый; но сии три едино суть. И в сей Троице Святой нет первого или последнего, нет большего или меньшего, но цельны три Лица, соприсносущны Себе и равны, чего ради веровать должно, что есть Троица во единстве и единство в Троице.

В сей Троице Святой славимый Бог есть Дух невещественный и никаким чувствам нашим не подлежащий. А потому не надо так неразумно думать, будто бы Бог составу человеческому подобен, и будто бы имеет голову, бороду, руки и ноги. Он есть весь глава, ибо всему есть начало; весь око, ибо все видит; весь ухо, ибо все слышит; весь рука, ибо все содержит; весь нога, ибо везде есть. Он есть Премудрый, проникающий в настоящее и будущее, в ангельские и человеческие тайные мысли, разумевая помышления издалеча; Преблагий, в святости Своей непостижимый и неизменный; Всемогущий, толикий мир из ничего, да еще единым словом создавший; все совершенства, какие только есть добро, в Себе имеющий. Означенное Божие свойство, то есть всемогущество, под именем Вседержителя в сем члене положено потому, что никакое создание всемощным назваться не может. И сие всемогущество Божие должно разуметь в совершенстве, исключая всякое немогущество, например: Бог не может быть зол или лгать.

Называется же Бог Творцом потому, что единым Своим Божественным словом в шесть дней сотворил все видимое, то есть небо, землю, море, воздух, деревья, животных и человека по плоти, а также и невидимое, то есть ангелов и душу.

Человека же Бог сотворил так: персть взем от земли, создал его и вдунул в лице его дыхание жизни; создал же его для Своего прославления и наследия вечной жизни, начертав в душе его образ и подобие Свое, дав ему бессмертие, которое он погубил грехом своим чрез преступление заповеди Божией вкушением от заповеданного древа из желания быть самому Богом. И так сделался он весь тленен, телом подвержен трудам, болезням и временной смерти, а душою сделался зол и ко греху преклонен. По естеству стал он вечной погибели достоин, будучи осужден праведным гневом Божиим на бесконечное мучение, посему и все его потомки, как все греху тому причастные, подлежать стали.

Хотя Бог, как всеведущий, и знал, что сей человек, то есть Адам, совершит, однако для того сотворил его, что не хотел, чтобы грехчеловеческий победил Его благость и человеколюбие и чтобы было бы препятствие воле Его. А кроме того, прежде нежели быть солнцу, определил Бог Отец Сына Своего послать в мир, чтобы Тот кровию Своею очистил грех и примирил человека с Ним. О сем и Адам знал чрез объявление обещанного Семени.

Под именем невидимых разумеются ангелы. Из них одни добрые, а другие злые своим собственным хотением. Благих ангелов бесчисленное множество: только они разделяются на девять ликов, а эти девять на три чина. В первом: престолы, херувимы, серафимы; во втором: власти господства, силы; в третьем: ангелы, архангелы, начальства.

2. И во единаго Господа, Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу Имже вся быша (Лк. 2,111Ин. 5,1Пс. 2, 7Пс.109,3Еф. 3, 9Кол. 1,15)!

Сей член учит, что Сын Божий есть истинный Бог, рождаемый от Отца прежде всех веков и ныне во все веки, что Он единочестен и единославен Богу Отцу и что Он есть Творец всех вещей, времени и века (Ин. 17, 5, 8, 121Ин. 1, 5).

Иисус означает Спаса, а Христос – Помазанника, ибо в Ветхом Завете иереи, цари и пророки помазывались на иерейство, царство и пророчество; посему они и назывались христами. Христос по воплощении носил в Себе три звания, ибо Он был Иерей, Царь и Пророк. Посему и в Священном Писании одно приличествует Ему как Иерею, другое как Царю, иное же как Пророку (Ис. 60, 19–201Ин. 5, 20Ин. 17 3, Пс. 2, 6Пс.109, 4Евр. 1, 3).

Христос здесь называется Сыном Божиим Единородным по существу; те же, кои прияли Его, именуются чадами и сынами Божиими по благодати, а не по естеству (Ин. 1, 121Кор. 8, 6).

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася (Мф. 1, 21Ин. 3, 17).

Сын Божий ради спасения рода человеческого, погибшего во грехах, сошел с небес на землю, не переменяя места и не разлучаясь от Отца, но с Ним оставаясь одним и тем же Богом как на престоле, так и во чреве Мариином. Зачался Он нашествием Святаго Духа; принял истинное, а не кажущееся человечество, и не с небес снес оное, но соткал от крови Пречистой Девы. Он был совершенным Человеком, со всеми его частями и душою словесною, и соединился с Божеством. В одном Лице был и Бог истинный, и Человек истинный. Как Божество не изменилось в человечество и не было вместо души, так и человечество не изменилось в Божество, но пребыли совершенными в одном Лице оба естества со всеми свойствами, кроме греха (Ин. 6:38, 1:14Мф. 1:18, 20Флп. 2, 7Лк. 20, 41).

Из сего члена мы научаемся еще и тому, что Дева Мария есть истинная Богородица; прежде Рождества, в Рождестве и по Рождестве пребыла она и есть Пречистая, нетленная Дева, которую всякий должен славить, ибо она удостоилась послужить такому великому таинству. Посему и Церковь сложила ей похвалу из слов архангела Гавриила и святой Елизаветы; и надобно думать и утверждать, что похвала сия произошла от Самого Бога.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребения (Мф. 27:2, 18, 24, 26, 38Ин. 19:5, 16–18, 28).

Христос Сын Божий за наше беззаконие, коим мы огорчили и обесчестили бесконечного и крайне благого Бога, по воле Своей на кресте пострадал истинно – не Божеством, но плотию; и как умер, так и кровь Свою за всех излиял тоже истинно, без всякого греха (Лк. 24, 261Пет. 2, 21–22).

При сем необходимо знать, что Божество, по восприятии человечества, никогда не разлучалось от Него, ни во время страсти или смерти на кресте, ни по смерти. Хотя душа и разлучилась от тела, однако Божество никогда не разлучалось ни от плоти, ни от души. Посему и во время смерти Ипостась Христова была одна и та же. Христова же душа, разлучившись с телом, сошла с Божеством во ад для освобождения душ святых праотцев и для приведения в рай их, а вместе с ними и разбойника (Ин. 19, 40–42).

Смерть Христова отличалась от других по следующим причинам: во-первых, из-за тяжести наших грехов; во-вторых, из-за того, что ею совершилось на кресте, как на жертвеннике, священство чрез принесение Им в жертву Богу Отцу Самого Себя за род наш, наконец, из-за исполнения ходатайства и примирения между Богом и человеком.

Так как здесь есть речь и о кресте, то не будет непристойно предложить в сем члене нечто и о нем.

Итак, крест оный должно почитать и поклоняться, ибо в нем заключается сила, данная от Бога чрез излияние на нем крови Сына Божия, сила к прогнанию диавола, который по призывании имени Христова далеко убегает от Его знамени. Почтение же это подобает отдавать равно как осмиконечному, так и четвероконечному, ибо мы почитаем крест не за число концов, но потому, что на нем совершена тайна, потребная для нашего спасения, и его осветила бесценная Христова кровь. В Ветхом Завете было много прообразов креста четвероконечного, как-то: руки Иаковлевы, сложенные для благословения сынов Иосифовых; руки Моисея, вознесенные для победы над Амаликом, и проч. Изображать же крестное знамение должно тремя большими перстами правой руки, сложенными вместе. Ибо так велит Собор, бывший в Киеве по поводу монаха Мартина, и так же утверждает святейший патриарх Антиохийский Макарий в ответе на вопросительное послание Патриарха Российского Никона. К тому же и рука Андрея Первозванного доказывает то же. Кроме того, сие сложение перстов принято на всем Востоке, имеющем четыре патриаршества: константинопольское, антиохийское, александрийское и иерусалимское.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием (1Кор. 15, 3–4). Господь Христос силою Божества Своего восстал от мертвых. Восстал же не Божеством, но плотию, которою родился, страдал и умер.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца (1Пет. 3, 21–22). Христос Своим телом, коим страдал и воскрес, взошел на небеса, как Человек, и сел одесную Отца; но как Бог, Он всегда был на небесах и везде. Он Свое человечество никогда не оставлял и не оставляет, но с ним же придет на землю и судить. Человечество Христово не имеет пребывания везде, так что когда есть на небесах, то нет его на земле. В таинственном же образе, находящемся в Божественной Евхаристии, Тот же Сын Божий бывает и на земле, как Бог и Человек, ибо чрез пресуществление существо хлеба пременяется в существо честного Тела Его и существо вина – в существо честной Крови Его.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца (Деян. 1, 11).

Во время пришествия Христова на землю, все на суде воздадут ответ за дела, слова и помышления, и всякий тогда восприимет должную по делам награду: праведный – вечное благословение и наследие радостной жизни, а грешный – проклятие и получение окаянной вечности (Мф. 25,132Тим. 4,12Пет. 1,11). Суд будет двоякий: особенный и общий. Особенный будет с каждым человеком по смерти его, ибо тогда он увидит все дела свои. Общий же суд будет тогда, когда весь мир станет пред Богом и где без вопросов праведные оправданы будут, а грешные осудятся на веки, ибо тогда собственная совесть каждого будет для него вместо доносителя. О времени же суда, когда он будет, никому не известно. Есть только приметы его, а именно: Евангелие будет проповедано всем народам и будут великие войны, смерти, голод и знамения на небе.

После такого суда души праведных и грешных не все в равном состоянии будут, но смотря по заслугам и преступлениям.

Грешный человек может освободиться из ада до суда, но не самостоятельно, а милостынями, издерживаемыми из праведного имения, и молитвами, но больше всего бескровною жертвою.

Огня очистительного, бытие которого утверждают паписты, нет, не бывало и не будет. Души же праведных находятся на небе, а грешных в геенне, но окончательно по делам своим и праведные награду, и грешные мучение еще не прияли, но после суда, соединившись с телом, они приимут сие.

8. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки (Деян. 19, 62Кор. 3, 17).

Дух Святый есть Бог единосущный и единославный Отцу и Сыну и исходит от одного Отца, как от источника и начала Божества. Он есть изобретатель Священного Писания, Нового и Ветхого, Он же действовал и во святых отцах на Вселенских Соборах (Рим. 8, 11Ин. 15, 26).

Даров Его считается семь, а именно:

1. Мудрость, преспевающая во всяких добродетелях, в чистоте и нелестном сердце (1Кор. 13, 12).

2. Разум, состоящий в познании Божьего хотения.

3. Совет, содействующий славе Божией и спасению души (2Пет.1, 21).

4. Крепость, то есть бодрствование в вере и сила во искушении.

5. Знание для научения кого-либо закону.

6. Благочестие, предводимое молитвою и добрыми делами.

7. Страх Божий, подобный страху сына пред отцом.

Плодов Святаго Духа девять: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Да и прочие добродетели, как совершаемые с помощью Духа Святаго, являются Его же плодами.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь (Еф. 2, 19–22Еф.1, 221Тим. 3, 15).

Церковь есть собрание верных, и есть единая кафолическая и Апостольская. Она началась в Иерусалиме, посему Иерусалимская Церковь есть мать всех Церквей. От нее начало распространяться Евангелие во все концы. Сам Христос есть основание и глава этого собрания верных Божиих. Всякий православный христианин должен, как истинный сын, во всем повиноваться Церкви и исполнять ее заповеди.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов (Еф.4,5).

Здесь вспоминается таинство крещения. Посему, пристойно будет объяснить все таинства таким образом: таинство есть дело Бога, которым Он подает или знаменует на нас Свою благодать; или иначе: таинство есть священнодействие, в котором под каким-либо видимым образом привносится в душу верующего Божия благодать (Ин. 3, 5Мф.28, 19Деян. 2, 38).

В таинстве необходимы три вещи: во-первых, приличествующее таинству вещество, как, например, вода в крещении, хлеб и вино в причастии; во-вторых, епископ или священник, хиротонисанный законно, и в-третьих, призывание Святаго Духа со словами, коими иерей освящает таинство силою Духа Святаго, с твердою верою в освящение таинства.

Таинства установлены для того, чтобы они служили знамением истинных сынов Церкви и чтобы все имели несомненное врачевание немощи их грехов.

11. Чаю воскресения мертвых (Ин. 5, 28–29).

Здесь содержатся два учения. Первое заключается в том, что восстанут тела всех людей, как благих, так и злых, второе же в том, что всякая душа, соединясь с телом своим, получит награду, достойную дел ее. Кроме этого мы здесь научаемся тому, что необходимо помнить всякому смерть, геенну, суд и Царствие Божие.

12. И жизни будущаго века. Аминь (Ис. 9, 6).

В будущем веке на избранников Божиих снизойдет благословение Божие, и наследуют они вечную жизнь в радости и бесконечном веселии духовном, которых око не видело, ухо не слышало и на сердце человека не всходило. В этой жизни душа будет радоваться вместе с телом, и при этом нераздельно. Не будет иная радость для души и иная для тела, так как и тело будет прославлено; человек будет состоять из души и тела прославленного и будет он тогда подобен ангелам, не нуждаясь в яствах и питии. Радость же и веселие будут заключаться не в чем-либо ином, как только в лицезрении блаженной Троицы и духовном славословии (1Кор. 2, 9Рим. 14, 17).

Поделиться:

Читайте также: