Откуда мы знаем о Пресвятой Богородице?

Действительно, Священное Писание мало говорит о Пресвятой Богородице. В Ветхом Завете можно встретить лишь небольшие фрагменты, прообразы, которые символически рассказывают о Ее спасительной миссии. В Новом Завете всего несколько эпизодов связаны с именем Пресвятой Девы, и все они относятся уже ко взрослому периоду Ее жизни.

Об обстоятельствах рождества Пречистой Девы, о Ее детстве мы знаем из Священного Предания, которое Церковь благоговейно хранит с апостольских времен.

Священное Предание и Священное Писание – главные источники христианского вероучения. О Предании говорят уже апостолы в своих посланиях. Апостол Павел пишет: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2, 15)… Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держитесь предания так, как я передал вам. Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал… (1 Кор. 11, 2, 23)». Апостол Иоанн пишет: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна (2 Ин. 12)».

Священное Предание хранит не только учение о Христе, но и воспоминания современников каких-либо событий церковной истории, очевидцев или (как их называет апостол и евангелист Лука) «самовидцев» Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. Так в Священном Предании сохранились и свидетельства о некоторых эпизодах жизни Пресвятой Богородицы.

Эти воспоминания первоначально передавались устно, а в последствии были записаны.

В наши дни, наиболее полные сведения о памятных для Церкви событиях, в т.ч. о событиях, связанных с земной жизнью Пресвятой Богородицы, собраны в синаксариях. Синаксарии помещаются в богослужебных книгах (минеях и триодях постной и цветной). Отдельно синаксарии собраны в особой книге, которая в русской традиции более известна под называнием «Пролог».


Протоиерей Александр Ильяшенко.
Директор портала «Православие и мир»

Поделиться:

Читайте также: