Нельзя боязливо отмалчиваться, если попирается Истина. Особенно в интернет-пространстве

– Святитель Николай Чудотворец – святой, в котором совмещались удивительное милосердие к ближним с горячей верностью Богу. А верность Богу – это не просто исполнение нравственных правил, но и чистое исповедание веры, это готовность активно постоять за веру и препятствовать лжи.
И Господь посылает удары судьбы, чтобы вразумить человека и отвести от дурного

Из жития святителя мы знаем, что по современным меркам он поступал совсем не толерантно: в своей епархии искоренял идолов, разрушал языческие капища, в частности приказал разрушить посвященный Артемиде храм, который, наверное, представлял архитектурную, а для язычников – религиозную и культурную ценность. Вспомним, что это было переломное время – рубеж III–IV веков, язычество еще значительно преобладало в обществе, но уже не насыщало души людей, вера Христова всё больше располагала к себе. А вот идолы привязывали души людей к старым устоям, поэтому такое внешнее искоренение было важно и в духовном смысле, потому что когда нет видимого напоминания, то нет и внутреннего повода возвращаться к язычеству. То есть решительные меры святителя Николая диктовались его ревностью по истинной вере и на самом деле тоже милосердием – к душам людей. Вот эти ревность по вере и милосердие к ближним проявились, как это ни странно, и в жестком отношении святителя Николая к лжеучению Ария. Вспомним, что арианство – это первая масштабная ересь, угрожавшая бытию самого христианства. Арианство разрушало веру в Единосущную Троицу. Арианством увлеклись многие епископы, священники и соблазнились тысячи простых людей. Такого до Ария не было. Пощечина – это было жесткое вразумление Арию, святитель как бы говорил: «Опомнись. Что ты делаешь? Ты же посягнул на самое святое!» Святитель Николай поступил так, как и Господь порой пытается жестко предостеречь людей от увлечения чем-то порочным, ведь Господь посылает удары судьбы, чтобы вразумить человека и отвести от дурного.

Предание о поступке святителя Николая описано святым Димитрием Ростовским, который собирал дошедшие из древности свидетельства. Кроме того, это предание существовало в Никейской Церкви, его описывал известный путешественник по святым местам и духовный писатель А.Н. Муравьев, и даже турки-мусульмане в Никее показывали место заключения святого Николая. Святитель был заключен за то, что поразил Ария. Предание подтверждается самой иконографией святого Николая, на которой Господь протягивает святителю Евангелие, а Божия Матерь омофор – так в видении было показано епископам I Вселенского Собора, что Господь и Божия Матерь восстанавливают святого Николая в его епископском достоинстве. Конечно, мы не имеем такого духовного уровня, как святой Николай, значит, не можем повторить во всей мере и его ревность по истинной вере. У нас совсем не то дерзновение перед Богом. Однако святитель всем нам дает пример вообще отношения к лжеучению. Если мы слышим в какой-либо аудитории, что попирается истина, что кто-то выступает против Православия, то нам нельзя боязливо отмалчиваться и отсиживаться, а следует возразить и дать достойный отпор.

Особенно это важно делать в интернет-пространстве, во всех своих контактах и прочих интернет-ресурсах. Нам важно иметь внутреннюю верность Богу, которая поможет в решительный момент исповедать веру, не согласиться с ложью. Зачем нам кого-то трогать руками, если в наш век, век информации, можно умело действовать словом. Господь Иисус Христос говорил – и вообще-то эти слова относятся к каждому настоящему христианину: «Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам» (Лк. 21: 15). То есть не надо бояться, а надо исповедовать истину в тех возможных пределах, которые нам предоставлены. Господь нам, несомненно, поможет, но, конечно, при том условии, что сами мы со Христом.

 

 

Поделиться:

Читайте также: