НЕДЕЛЯ О ЗАКХЕЕ
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Всё ближе и ближе, дорогие братья и сестры, к нам время покаяния, время Великого поста. И святая церковь всё чаще напоминает нам об этом чуде, об этом таинстве покаяния, об этой ступени, без которой невозможно войти в Царствие Божие.
Ибо и пророк Иоанн Креститель прежде сказал «покайтесь» а затем научил нас, говоря: «сотворите же достойный плод покаяния»— поскольку покаяние есть изменение ума, изменение путей греховных, которыми мы ходим, изменение привычек и склонностей с помощью Божией. И это случается только тогда, когда человек в сердце своем повстречается со Христом.
Сегодня в Святом Евангелии вспоминается история с Закхеем Мытарем. Говорится о том, как Спаситель, совершая Свое служение, пришел в город Иерихон.
Люди, услыхав, что пришел Божественный Учитель, Исцелитель болезней, Проповедник Истины, спешили к Спасителю.
Одни для того, чтобы получить исцеление, другие, чтобы услышать от Него слово Истины, а третьи – из любопытства. Собралось очень много людей, окруживших Христа и сопровождавших Его по Иерихону.
К этой толпе присоединился житель этого города по имени Закхей. Он был начальником мытарей, т.е. начальником налоговой службы. Иудеи очень не любили мытарей, потому что те собирали подать для римского императора, и они считали мытарей предателями и великими грешниками.
Закхей был богатым человеком, но он тоже хотел увидеть Иисуса. Он заходил с разных сторон вокруг толпы, чтобы увидеть лик Спасителя, но ему это не удавалось, поскольку он был мал ростом.
Тогда он поспешил вперед той дорогой, куда направлял свои стопы Христос Господь. И нашел дерево – дикую смоковницу, и забрался на нее в надежде, что когда Спаситель будет проходить мимо, он увидит Господа.
И когда Спаситель приблизился , Он обратил Свой взор на Закхея, сидящего на дереве, и говорит ему: «Закхей! Слезай скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме».
Закхей не поверил своим ушам, он с радостью спустился со смоковницы и побежал скорее принимать у себя Божественного Учителя. И люди, видевшие, что Спаситель зашел в дом Закхея, стали роптать между собой, говоря, что Праведный Муж зашел в дом грешника, но так не должно быть!
Закхей услыхал этот ропот, стал пред людьми и Господом, и сказал: «Господи, половину имения моего я отдаю нищим, и, если кого чем обидел, возвращаю вчетверо». Тогда Господь сказал людям: «Днесь пришло спасение в этот дом. Потому что и он является сыном Авраама. ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее»
Вот такую евангельскую историю напоминает нам Святая Православная Церковь, когда она начинает готовить своих чад к Великому посту. Почему же именно эту историю напоминает Церковь нам на этой седмице?
В духовном смысле, дерево, на которое влез Закхей, символизирует пост. Мы же с вами имеем разный духовный возраст, каждый имеет свою духовную меру, разную духовную чистоту. И часто мы не можем из-за различных грехов увидеть лицо Спасителя.
Но Господь напоминает нам, что есть такое духовное средство для очищения души и нашего духовного зрения, как пост. Есть то дерево духовное, на которое мы должны взойти и с которого мы обязательно увидим лицо Божье.
Пост имеет такое свойство: он очищает человеческие чувства, телесные и духовные, делает их более чуткими, восприимчивыми. Когда человек начинает поститься, воздерживаться в пище, питии, других человеческих потребностях, он становится более приближенным к духовному миру. Он становится способным увидеть ту силу Божию, которая есть всегда возле каждого из нас.
Бог всегда рядом с человеком, Он всегда поддерживает человека, живит его. Но мы не всегда это видим, потому что мы ослеплены грехом. Между нами и Богом стоит греховная стена. Бог рядом, а мы Его не видим.
Эта стена затемняет Бога от нас. Как бывает со слепым, у которого на глазах тоненькая пленочна, не дающая возможность увидеть солнце, увидеть этот прекрасный мир. Тоже делает с человеком грех.
Чтобы убрать эту греховную пленку с глаз, человек должен обратиться к помощи поста. Каждый должен искать свое древо, чтобы на него взойти. Почему своё? Потому, что у каждого есть своя мера, свои способности к посту.
Один может обойтись хлебом и водой, другой овощи может вкушать, третьему нужно кашку варить, четвертому еще какие-то продукты с маслом и так далее. Также и в духовных подвигах, молитвах, пребывание в храме Божием.
То есть, у каждого свои способности, своя мера постного воздержания, постного подвига. И мы должны найти свою меру, своё древо, и подняться на него во время поста, чтобы увидеть Бога, чтобы услышать слова, сказанные Закхею: «Я приду к тебе».
Так приходит Господь и к нам. И стучится. Но на сколько мы готовы открыть Ему дверь своего дома, своего сердца, своего храма?! На сколько мы готовы отойти от тех внешних богатств и внутренних наших привязанностей, к которым мы так привыкли и которые так нас возносят над ближним?!
Сегодняшнее Евангелие даёт нам возможность увидеть, как Господь каждого из нас ищет, как Он к каждому из нас грядёт, как каждый из нас любим Им.
Поэтому мы должны быть благодарны Богу, должны трудиться, чтобы не лишиться этого Божьего общения, пройти с Богом эту земную жизнь и достичь спасения в Жизни Вечной во Христе Иисусе Господе нашем, которому слава, честь и поклонение ныне и бесконечные веки.