О нравственно-психологическом влиянии церковных праздников

В статье приводятся кратко размышления митр. Вениамина (Федченкова о нравственно-психологическом влиянии церковных праздников.

Церковные праздники воспринимаются митр. Вениамином как живые и неповторимые лики богослужения. Наряду с указанием индивидуальных образов каждого праздника он отмечает некоторые общие для них богословские основания.

Богословские основания восприятия и переживания праздничного богослужения.

1) Общее для всех церковных праздников – это Откровение благодати.

«В дни двунадесятых праздников, – пишет митр. Вениамин, – даруется особенная милость» не по заслугам человека.

Благодать праздника воспринимается непосредственно умом и сердцем человека, если он становится участником праздничной службы. Благодать праздника чувствуется и переживается. Осмысление праздничных переживаний открывает верующему главный смысл праздника и значение благодати праздника.

«Я полагаю, – пишет митр. Вениамин, – что смысл и благодать праздника действительно идут, – как и самое имя это говорит, – от благодати Божией. Или иначе: от духовно-благодатного Откровения».

Даже люди, отсутствующие в храме, переживают в праздник чувства, подобные тем что возникают у молящихся. Митр. Вениамин заключает из этого, что благодать праздника действует повсюду, а храм есть главное ее средоточие. Но подлинное, полноценное переживание праздника может быть только в храме во время самого праздника.

2) Благодатное Откровение события праздника.

Переживание благодати праздника особым образом настраивает душу человека на восприятие и осмысление события праздника. Событие евангельской истории, событие прошлого непостижимо наполняет переживания и становится событием души, погруженной в праздничное богослужение. «Что в Нем творилось, то в некоторой степени совершается и в нас».

Происходит введение души верующей в жизнь празднуемого события. «И потому если мы празднуем воскресение или вознесение, то это переживается нами действительно. Как Христос по воскресении являлся «откуда-то» таинственно ученикам, так же делает Он теперь с нами». Вот насколько реалистично представляет владыка влияние благодати праздника на душу верующего.

Митр. Вениамин исследует сам процесс, благодаря которому передается верующему главный смысл праздника и значение его благодати. В этом процессе что-то относится к силе предания, в котором воспитан верующий человек. Но главный фактор – это «духовный опыт религиозной жизни, зажигающий общее горение небесною жизнью». Он «оживотворяет все, что касается Спасителя, а в частности, и событий Его жизни. И этот опыт (лишь в разной степени) свойствен каждому христианину». В атмосфере праздничного богослужения сама благодать Божия как-бы «оплодотворяет» духовный опыт верующего, и тогда в душе его все оживает: слова, обряды, само событие праздника.

При этом, – признается митр. Вениамин, – «Никогда заранее не узнаешь: что именно упадет тебе на душу от начинающегося праздника; и в особенности не догадаешься (да и не нужно): с чего именно прежде всего начнет душа воспринимать праздник; или: что даст прежде всего благодать праздничная».

Выводы

1) Благодатное влияние.

Участвуя в празднике верующий соприкасается с благодатью Святого Духа, которая воздействует на человека подобно огню: освещает, согревает, оживляет, радует душу. Святой Дух созидает дух человека, делает твердой его веру.

По рассуждениям митр. Вениамина выходит, что чувственный элемент души, нравственная сфера ее жизни может рассматриваться как точка приложения благодатной силы Святого Духа. Через нравственную жизнь и переживания души благодать проникает во все существо человека возводя его в степень духовного совершенства.

2) Радость преображающая.

В каждом празднике переживается радость. Радость торжества, радость спасения, радость благодарения, радость хвалы.

Радость оживляет душу человека, а в ответ оживающая душа отзывается любовью и желанием добрых дел. От благодатной радости в душе человека усиливается духовная твердость.

3) Требование совершенства.

Богослужебные тексты и сам строй праздников требуют от верующих и молящихся нравственных усилий, духовного подвига. Образ нравственной жизни, который являет Иисус Христос и Божия Матерь вливается вместе с переживаниями в сознание каждого молящегося и верующего.

Бог Троица открывается человеку в переживаемых событиях с нравственными требованиями, но при этом дарует благодатную силу, чтобы можно было их выполнить.

Праздники настраивают и возбуждают душевные силы человека к собранности, воздержанию, покаянию, хранению чистоты.

4) Восстановление единства.

Участники праздника переживают особое единство друг с другом. В высшей степени ощутимо это бывает на Пасху.

Переживаемая радость и любовь к людям восстанавливает братское единство между ними, которое мыслится как Церковное, прежде всего, и как общечеловеческое.

5) Приобщение к совершенству любви.

Особенно живо это переживается на Пасху. Участие в Пасхальном богослужении зажигает в сердце человека благодатную радость. Она возвышает душу радующегося, устраняет вражду и возгревает любовь.

Тут наблюдается движение от благодати в душе через переживание радости к нравственному совершенству любви.

6) Добродетели – путь к славе Божией.

Грядущее прославление человечества со Христом, о котором напоминают многие праздники, настойчиво призывает к чистой жизни уже теперь на земле, к совершенству добродетелей. Приобретение и развитие добродетелей митр. Вениамин называет путем к участию в славе Божией. Вхождение в славу дает только благодать. Таким образом, митр. Вениамин проводит границу между нравственным совершенствованием усилиями самого человека и спасением силой благодати.

7) Нравственный аспект познания Откровения.

Митр. Вениамин поднимает вопрос о значении в нравственной жизни христианина познания Откровения Божия через переживания праздников. Божественное Откровение является даром Святого Духа. В праздничных богослужениях оно открывается непосредственно в переживании каждому верующему. Откровение дает направление нравственным усилиям. Показывает нравственный горизонт, к которому должен стремиться христианин. Помогает человеку осознать и оценить его собственное нравственное несовершенство и нравственные усилия.

Поделиться:

Читайте также: