Детская исповедь

Таинство Покаяния или исповедь постоянно присутствует в жизни каждого христианина. В этом Таинстве человек испрашивает прощения у Бога за свои прегрешения, очищает свою совесть, учится признавать ошибки. Покаяние – это особая духовная работа, изменяющая внутреннюю и внешнюю жизнь человека, направляющая его духовное возрастание.

Вопрос детской исповеди является одним из самых сложных и неоднозначных. Согласно церковной традиции ребенку следует исповедоваться с семи лет. К моменту достижения им этого возраста крёстные и родители должны рассказать ребенку о необходимости покаяния, обратить его внимание на личный пример. Маленький христианин должен обязательно понимать, что исповедь – это не отчет перед «дяденькой-священником», а встреча с Богом, на которой священник – помощник и учитель, а не полицейский или судья.

Вместе с этим, следует учитывать, что все дети разные, и для кого-то исповедь в семь лет может восприниматься как страшное событие, из-за которого посещение храма из радости превратится в паническую боязнь. Поэтому весьма справедливо возникает вопрос: «Как быть в таких случаях?»

Священники немного по-разному рассуждают об этом: кто-то считает, что исповедь с семилетнего возраста должна быть регулярной и без неё причащаться недопустимо, кто-то, наоборот, говорит о том, что во избежание формализма и иных духовных ошибок, исповедоваться ребенок может намного реже, чем причащаться.

Предлагаем Вашему вниманию размышления протоиерея Андрея Федосова на эту непростую тему.

Вопрос:

— У меня двое детей: сыну три года и семь лет дочери. На Причастие стараюсь водить детей каждое воскресенье. Если сына и сейчас продолжаю водить, то с дочерью возникли проблемы, и я не знаю, как правильно поступить. Для того, чтобы ей помочь с подготовкой, мы готовимся, и идем затем вместе, чтобы ей было не так волнительно и страшно.

— А сами Вы не причащаетесь вместе с ней? То есть её причащаете каждый раз, а себя — нет?

— Но для нее особенный страх вызывает исповедь, она не хочет готовиться к Причастию из-за этого. У нас и батюшка хороший, добрый, но она прямо в ступор впадает, или начинает психовать: «не хочу на исповедь». Мне кажется, что ей очень стыдно и страшно, хотя она и не говорит этого – просто: «не хочу и все». В прошлый раз она написала все на бумаге — писала сама, отдала, батюшка с ней поговорил, все прошло хорошо. Сейчас она сама предложила пойти в храм на Вербное. Я говорю: «Отлично, давай, будем готовиться к Причастию», — а она аж в лице изменилась: «Нет», — говорит, — «не хочу — только вербу освятить». На мой вопрос «почему?» ответила: «Не хочу на исповедь». Как мне правильно поступить, чтобы не напирать на нее и не заставлять, или наоборот — надо заставить? Я уже ей говорю, что, раз ты ходишь в воскресную школу, значит, и на Таинства ходить надо, но для нее исповедь — это прямо стресс.

— Да, это стресс, это очень серьезный стресс для детей — это правда. Не надо заставлять. Лично я Вам могу свое личное мнение высказать. Может быть, со мной некоторые священники не согласятся — я ничуть не удивлюсь этому, но мое мнение таково, что детей с семи лет можно исповедовать, но не перед каждым Причастием. Исповедовались они в семь лет – хорошо; потом, может быть, они в восемь лет исповедуются – хорошо; потом, может, в восемь с половиной лет, потом в девять, потом в девять с четвертью, девять с половиной, потом в десять лет… В общем, постепенно увеличивать частоту исповеди, но Причастие оставить, как раньше.

Для детей Причастие — это хорошо, они с Боженькой встречаются, это радостно для них. А исповедь — это очень серьезная духовная работа, колоссальный духовный труд и напряжение. Для детей это очень болезненно и тяжело. Хорошо, ребенок пришел на первую исповедь — и какая у них детская исповедь? Вот Вы пишете, что ей очень стыдно, страшно — может быть, страшно. Но души-то их чистенькие совсем. Эти детки приходят и говорят: «Я маму не слушаю». Но он это так скажет, что у Вас в душе все перевернется с ног на голову. Потому что для него — для этого ребеночка, который маму не слушал, – это очень важно, ведь он на исповеди у Боженьки в этом просит прощения. И думаю: «Боже мой, я-то какой грешник по сравнению с ним!..»

Но если так делать часто, то все это превращается в какую-то формальность, они потом просто, как пулемет выстреливают все, что положено сказать, и все это уничтожается. А это плохо. Поэтому я думаю, что надо детей причащать чаще, а исповедовать реже. И с семи лет начинать приучать их к исповеди, но делать это очень постепенно. Если ребенок упирается и не хочет, то не надо заставлять, не надо. Может быть, потом условия совпадут, через какое-то время как-то так сойдутся обстоятельства, что будет повод предложить пойти на исповедь, и ребенок, может быть, и согласится. Как-то нужно это мягко делать.

Не надо заставлять, не принуждайте, не надо. Детки они хорошие, их Боженька любит и таких. Это мы грешники с Вами. Не надо заставлять их. Пусть просто причащаются. Обязательно надо еще со священником поговорить, который будет их причащать без исповеди, чтобы он тоже согласен был с Вами в том, что не нужно этого делать. Вместе с ним выработать общее решение, прийти к одному знаменателю и делать так. Я Вам очень советую: не надо, не заставляйте…

azbyka.ru

Поделиться:

Читайте также: