Два слова на четверодневного Лазаря. Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский

Преподобный Исихий Иерусалимский (2-я половина IV века – около 451) – выдающийся толкователь Священного Писания, автор прекрасных церковных проповедей.

Сведений о жизни преподобного Исихия сохранилось крайне мало. Известно, что он учился в Константинополе у святителя Григория Богослова. После принятия монашеского пострига преподобный Исихий подвизался в пустыне, а затем жил в Иерусалиме при храме Гроба Господня, где, приняв пресвитерский сан, совершал богослужения и произносил свои знаменитые проповеди. Здесь же он занимался составлением комментариев на Священное Писание, истолковав практически весь библейский текст. Также преподобный Исихий достаточно активно участвовал в полемике против ереси Нестория, оказывая в этом поддержку святителю Кириллу Александрийскому. Преподобный Исихий был еще жив в преддверии IV Вселенского Халкидонского Собора. Точная дата кончины преподобного Исихия неизвестна, но вполне вероятно, что он умер вскоре после завершения заседаний этого Собора, то есть около 451 года.

Слово первое

Сегодня снова Лазарь предлагает нам роскошную трапезу (ср. Ин. 12: 2), трапезу, на которой все удивительно, многоцветно и блистательно, исполнено воистину Божественной щедростью и неким царственным величием, ибо Отец накрывает на стол, Сын разливает вино, Дух умащает пиршество миром; ангелы же стоят на страже брачного чертога и не позволяют вой ти Иуде, не допускают проникнуть Каиафе, отвергают лицемеров, когда те еще только покажутся вдали, изгоняют богоубийц некими суровыми и жестокими ударами бичей, прогоняют богохульников приготовленным мечом (ср. Лк. 22: 38) и вводят за руку разбой ника (ср. Лк. 23: 40–43), торжественно сопровождают блудницу (ср. Ин. 8: 3–11), с радостью принимают на трапезу волхвов (ср. Мф. 2: 1), предлагают мытарям первые места в брачном чертоге (ср. Мф. 20: 16).

Но кто же эти пирующие? Об этом и будет наша речь. Это все умершие, каждый из которых облечен в некую чистую брачную одежду (ср. Мф. 22: 11–12), и посреди них – Адам и Ева. Эти и еще большие блага для рода [нашего] щедро источает Воскресение из мертвых, начатком (ср. Иак. 1: 18) которого должен был послужить превеликий Лазарь, пышно цветущая нива добродетелей, многоплодный виноградник веры, роза Царствия Христова; перворожденный, которого вскормил глас Единородного; язык Слова; труба Премудрости; неумолкающая свирель; лира, на которой играет Отец; кифара, струн которой касается Бог; тимпан, в который Бог ударяет; псалтирь, сам собой рождающий богорожденную гармонию. Каков же этот глас? – Лазарь! гряди вон (Ин. 11: 43). Услышав этот глас, весь род умерших ободрился, смерть оцепенела от страха и, споткнувшись от ужаса, лежала ниц (ср. 1Кор. 15: 25–26), попираемая собственными пленниками.

«Лазарь! гряди вон, ибо сей час мы нуждаемся в твоем пришествии. Пусть пока не выходят ко Мне, – говорит [Христос], – сонмы умерших (ср. Откр. 20: 13), еще не время возвещать свободу всему созданию, еще не время восходить роду [человеческому] прежде, нежели сой дет Творец рода [человеческого].

Лазарь! гряди вон, мы нуждаемся в тебе прямо сей час, чтобы узнали живущие, как трепещут умершие перед Происшедшим из Марии (ср. Мф. 1: 16); чтобы познал Пилат, Чей голос освобождает мертвых, удаляет тление, превращает гробницы в брачные чертоги.

Лазарь! гряди вон. Разрешись от уз и покинь тьму, вступи в день и оставь ночь. Спеши к жизни, призываемый Жизнью (ср. Ин. 14: 6). Вступи в хоровод радости, ибо устранена причина печали.

Лазарь! гряди вон. Не помышляй об узах, ибо цепи пали. Не думай о засовах, ибо они сокрушаются. Не остерегайся привратников, ибо медные врата (ср. Пс. 106: 16Иов 38: 17) не могут удерживать того, кого Я призываю.

Лазарь! гряди вон. Да увидят тебя небеса и еще яснее поведают славу Божию (Пс. 18: 2). Да увидит тебя земля, и будет почитать пещеру Вифлеемскую (см. Лк. 2: 7) больше чертогов царских, и ясли сочтет престолом херувимским (ср. Пс. 79: 2). Да увидит тебя солнце и осветит тебя еще более светлыми лучами. Да увидит тебя Петр, и послушается крика петуха, и прольет теплые слезы покаяния (см. Мф. 26: 75). Да увидит тебя Иуда и поступит подобным образом; узнав, Кого продает, не решится удерживать у себя серебро предательства (см. Мф. 27: 3); узнав, Кого продает, засвидетельствует, что Проданный им есть Бог; узнав, Кого продает, побежит к петле и наденет ее себе на шею (см. Мф. 27: 5Деян. 1: 18). Так это станет крепкими удилами для богохульников и, конечно, суровой и страшной уздой для богоотступников.

Лазарь! гряди вон. Да увидит тебя синагога иудей ская, – говорит [Христос], – расторгающая [брачный] договор, собственными руками разрывающая свой брачный хитон, воображающая разводное письмо еще тогда, когда не изготовлены перья для его написания (см. Втор. 24: 1Иер. 3: 8). Да увидит тебя Церковь из язычников (ср. Рим. 16: 4), прилагающая веру к вере, ревность к ревности, надежду к надежде, любовь к любви (ср. 1Кор. 13: 13) и этим умножением добродетелей увенчивающая (ср. Кол. 3: 14) брачный договор».

Услышав сей священный глас, Лазарь поспешил с радостью к Призывающему и, находясь посреди сонма умерших, говорил:

«Жизнь призывает меня, и не могу я остаться; влечет меня Слово и глас Божий, ибо ноги сами устремляются к Нему; Создатель повелел – и естество совершает то, что вопреки естеству (ср. Мф. 8: 8–13). А вы чего ждете от Призывающего? Я буду ходатайствовать о вас, чтобы Он встретился с вами: чтобы либо вы снизу поднялись к Нему, либо Он сверху спустился к вам (ср. Рим. 10: 6–7). Он все стерпит, ибо Он благ.

За вас, праведники, я буду ходатайствовать, но и вы, грешники, отправляй те через меня просьбу к Нему. Говори прежде ты, Адам, ибо у тебя нам подобает учиться. Разве ты не беспокоишься обо всем роде [человеческом]? Будучи сам отцом всех падших (ср. 1Кор. 15: 22), заботишься ли ты о падших, или жалеешь только избранных, или хочешь, чтобы были освобождены только те, которые сохранили в чистоте начертания образа [Божия] (ср. Быт. 1: 26)? Но смотри, как бы не случился великий убыток Горшечнику от выбрасывания столь многих сосудов (ср. Иер. 18: 3–6Рим. 9: 12). Смотри, как бы и тебе не быть выброшенным за преслушание вместе с родом остальных грешников. Но говори, Адам, быстрее, ибо дело не терпит отлагательства. Я боюсь, как бы не подвергнуться мне порицанию за нерадение [при звуке] столь великой Трубы (ср. 1Кор. 15: 52). Итак, говори, чего ты хочешь, ибо я скажу Зовущему: „Не гневайся, Владыка. Нуждаемся мы в [Твоем] долготерпении при этом призыве, ибо нужно мне вернуть то, что съели черви, нужно мне собрать поглощенные землей и разложившиеся в прах останки (ср. Иов 19: 25). Будучи сам несовершенен, могу ли я восходить к Совершенному, могу ли одно оставить в земле, а другое принять, чтобы взойти к Призывающему и предстать Тому, Кто спешит неповрежденным возвести Адама? К тому же у смерти обретается множество врат (ср. Иов 38: 17), и я, входя, сквозь все прошел, когда входил, должен сквозь них и выйти“».

После сих слов Лазарь стал подниматься из земли (ср. Иез. 37: 1–10). Умершие же, каждый, подходя, целовал Лазаря, ибо он торопился уйти, и сообщали они ему, как некоему вестнику, свои беды.

И первым говорил Авель: «Скажи Избавителю: что пользы для меня говорить после смерти, ведь не спали оковы тления?»

И Ной, сетуя, упрекал: «Для чего Ты вверил мне столь великий и пространный ковчег (см. Быт. 6: 14–15)? Ныне удерживает меня жилище тесное и темное, нечистое и мрачное, имеющее в размерах столько локтей, сколько имеет гроб».

Авраам таким же образом негодовал, говоря: «Я принес Создателю единородного сына (см. Быт. 22: 9–12), и он с негодованием взирает на меня, столько времени связанного в этих скорбных узах».

Исаак возмущался: «Хотя я и соделался прообразом бессмертной Жертвы, тем не менее переношу горечь уз смерти».

Иаков сетовал, что хотя он смог бороться с Богом (см. Быт. 32: 24–30), не смог бороться против злосчастной смерти.

Иосиф, негодуя, пытался сокрушить узы, надеясь на святость и непорочность, побуждаемый сновидениями (см. Быт. 37: 5–7, 9), но, не имея сил против смерти, стал сильно стонать, не получив облегчения.

Моисей же восклицал: «Почему я, законодатель (см. Втор. 33: 4), сижу здесь как пленник?! Почему удерживаюсь вместе с фараоном, которого я вверг в море (см. Исх. 14: 27–28)? Почему с этим египетским войском, которое я напоил в хищной пучине волн (см. Исх. 15: 4–5), я разделяю эту горькую чашу тления и смрад гноя?»

Давид, взяв лиру, говорил Лазарю: «Скажи Рожденному от Девы: если Ты не спешишь, то поспешаем мы, понуждаемые ужасами. Если Ты медлишь, то мы поспешаем к Тебе. Если Ты Сам не сходишь, тогда мы поспешно взойдем к Тебе. Хочу сыграть на кифаре живым; довольно уже времени я играю мертвым.

Хочу объяснить живущим на земле таинства кифары и сказать, каким образом небеса проповедуют славу Божию, как о делах рук Его возвещает твердь, что значит день дню передает речь, какая ночь открывает ночи знание,что значит нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их, отчего по всей земле прошел звук их, и до пределов вселенной слова их, что значит в солнце поставил Он жилище Свое, Кто это как жених выходит из чертога Своего и возрадуется, как исполин, пробежать поприще, как от края небес исход Его, и шествие Его до края их (Пс. 18: 2–7 по LXX).

Небеса проповедуют славу Божию, когда нисходит на землю Тот, Кто на них, не лишаясь вышнего (ср. Ин. 1: 14). О делах рук Его возвещает твердь, когда Тот, Кто создал Адама (ср. Мф. 17: 1–2), со славою возводит его на самую твердь (ср. Деян. 1: 9–11), после уз – непорабощенного, после тления – нетленного, после смерти – бессмертного. День дню передает речь, день Владычнего Рождества – дню Царственного Креста, ибо, как первый видел Бога во плоти, происходящего из утробы, так второй видел Бога во плоти, висящего на древе. И ночь открывает ночи знание, ночь предательства – ночи Воскресения: ибо первая возвещает о падении Иуды, вторая же – о восстании Адама (ср. 1Кор. 15: 42–45). Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их, очевидно, что голос ангелов, голос, который они обратили к женам-мироносицам и который перешел во весь род словесных (Лк. 23: 56).

Всякого слуха коснулась речь сия, и Бог даровал разумение слова, когда по всей земле прошел звук их, и до пределов вселенной слова их – слова Петра и Иоанна (см. Деян. 4: 13), Андрея и Фомы и лика других неграмотных, святого отряда простецов, которых наняла Премудрость, чтобы они стали вестниками Ее словес (ср. Притч. 9: 1–6). В солнце поставил Он жилище Свое, Отец – в Сыне, ибо Он взошел для нас, как Солнце Правды (ср. Мал. 4: 2), ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2: 9). И Он как жених выходит из чертога Своего. Облеченный в белые одежды (ср. Откр. 7: 1–14), боговидный, лучезарный, вышел Он из небесного чертога – из покоя царственного гроба. Возрадуется, как исполин, пробежать поприще, когда, как победитель, пробежал от земли на небо, и приняли Его облака (см. Мк. 16: 19), как воскресшего из мертвых Победоносца.

От края неба исход Его, и шествие Его до края неба, ибо Он нисшел оттуда, где пребывал, и туда, где Он пребывал, снова восшел с плотью (ср. Ин. 6: 62), Снисшедший к нам и Пребывавший с Отцом (ср. Ин. 10: 30), Восшедший ради нас и пришедший к Отцу вместе с начатком нашего [естества] (ср. Еф. 1: 20–23)».

Глас же торопил Лазаря, и окрыляющий призыв возвел его от земли, освобожденного от оков. И он выпрыгнул из гроба как олень и из могилы словно серна (ср. Деян. 9: 36–40), мертвый, слепой, связанный, ибо он был еще покрыт пеленами, глаза еще закрывал суда́рь, очи еще были завязаны тканью (см. Ин. 11: 44). Зрачки разложились и не имели блеска, не могли под пеленами воспринимать солнечные лучи. Уши были заткнуты, дыхание преграждено, язык имел узду и удила, уста сохранили узел, завязанный погребавшими, шея была оплетена ремнями, плечи стянуты пеленами, переплетающимися до бедер, так что их нельзя было отделить друг от друга, голени лежали друг на друге как дрова. И был он как подлинный памятник смерти, действительное напоминание о содержимых во аде. И вот он выходил и приводил в замешательство иудеев (см. Ин. 12: 9–11), разгонял фарисеев, понуждал саддукеев, споткнувшихся от страха, падать друг на друга (см. Ин. 11: 46–48), родных же, и друзей, и близких – радовал, Воскресившему поклонялся с великим тщанием и поспешностью, возвещал Жизни таинства ада.

Христос же говорил стоящему вокруг сонму иудеев: Развяжите его, пусть идет (Ин. 11: 44), разрешите того, кто не требует разрешения; развяжите того, кто идет со связанными ногами; развяжите того, кто удерживается погребальными пеленами, но идет чинно, нимало не колеблясь; развяжите того, кто видит, хотя закрыты глаза; того, кто беспрепятственно слышит, хотя у него заткнуты уши; того, кто с заткнутыми ноздрями обоняет благоухание жизни.

Развяжите его, чтобы сами пальцы ваши сделались свидетелями чуда; чтобы больше не отрицали вы знамения, стыдясь своих собственных рук (ср. 1Ин. 1: 1); чтобы, когда вы попытаетесь скрыть воздвигнутый против смерти трофей (ср. Ин. 12: 10), пелены, которые вы приняли, соделались бы доказательством вашего неразумия.

Развяжите его, пусть идет, ибо мертвого назначил Я вестником Жизни (ср. Ин. 12: 17). Тот, кто вышел из ада, объявит о Нисшедшем с небес (ср. Ин. 3: 13); тот, кто восстал из гроба, возвестит народам о Рожденном из лона Отца (ср. Ин. 1: 18); рассыпавший ся в прах ясно поведает о Создавшем от начала род человеческий; воздвигнутый из праха соделается уверением, показав таким же, как он, глиняным сосудам Горшечника (ср. Прем. 15: 7Рим. 9: 21), Который лепит заново.

Пусть идет, да не молча он принимает совершившееся знамение, никакой страх да не заставит его соделаться неблагодарным своему Благодетелю, да не будет он переубежден страстью к богатству, да не поколеблет его желание славы, да не соделает его медлительным пристрастие к житейским удовольствиям (ср. Мк. 4: 191Ин. 2: 16). Он получил урок страдания в том месте, куда сошел (ср. Евр. 5: 8). Там познал он ветхость, бессилие, непрочность этого мира (ср. Пс. 29: 10). То, что под землей, убедило его не заботиться о земном и не рассчитывать на него как на способное пребывать постоянно.

Пусть идет, чтобы возвестить Каиафе и свидетельствовать перед Пилатом; чтобы узнали слуги Того, Кого они намереваются бить (см. Мф. 26: 67); чтобы утвердить учеников (см. Лк. 22: 32), низвергнуть искусителей (см. Мк. 15: 29–31), повелеть женам приготовить миро (см. Лк. 23: 56).

Пусть идет, ибо, когда он идет, синагога колеблется, толпа саддукеев приходит в смятение, весь круг земной радостно пляшет, небесный свод веселится сонмом облаков, хоровод звезд ликует (ср. Пс. 148: 3), небо поднимается (ср. Откр. 6: 14), видя силу Нисшедшего с него (ср. Ин. 6: 38) и Пребывающего на нем (ср. Откр. 4: 2), Ему же слава и держава со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Слово второе

1. Люблю это мес то Церкви, собирающ ей для меня сей духовный пир, ибо пиршество Божией Церкви есть это собрание, напояемое Таинственной Чашей, питаемое Животворящим Агнцем. Поскольку Царь ангелов поселился на земле, то для верных приготовляются пиры и наслаждения, и скорбь естества обратилась против распорядителя скорбей с тех пор, как началось пребывание [на земле] Спасителя; ибо естество, как только получило способность ощущать сияние Владыки, сразу же исполнилось радости и взыграний. Бесплодные женщины рождали предтеч благодати, еще не появившиеся на свет младенцы скакали от радости в самих материнских утробах, ибо Взыграл от радости младенец во чреве ее (Лк. 1: 41). За девственное рождение ублажалась Дева; небо посредством звезды призывало с высоты волхвов; земля была наполнена ангелами, разделяющими радость с жителями земли; демоны упускали из рук тех, кем владели; болезни покидали тела; с одного конца бегом бежал расслабленный, с другого – слепой поднимался и уходил видящим; там прокаженный очищался от проказы, здесь – засыхала лужа обильно кровоточащей болезни (см. Лк. 8: 43–56); этот из косноязычного превращался в многословного, другой, чтобы слышать, неожиданно получал уши, которые прежде были заграждены для принятия слов.

2. И что подобает сказать о распитии на браке вина, сделанного из невыращенного винограда (см. Ин. 2: 1–11), о мертвецах, выскакивающих из гробов (см. Ин. 11: 44)? Ибо Он сказал: Юноша! тебе говорю, встань! (Лк. 7: 14), и слышащий этот звук встрепенулся, как будто он притворялся мертвым и на самом деле не умер. Гроб отпустил и Лазаря, но тот, вызываемый таким образом, поспешил привлечь всеобщее внимание к своему бегу: он, который, будучи завернут в пелены, четыре дня разлагался во гробе, с внутренностями, по большей части изъеденными червями, утративший всю стройную целостность тела, имеющий свидетелем тления зловоние гроба. Но благоухание Жизни перековало разлагающиеся внутренности, и гроб для лежащего [в нем] соделался материнской утробой, и, как посеянный во чрево, а не в могилу, заново созданный, выскочил вон Лазарь, ветхий и новый человек.

3. О, новое чудотворение! Гроб ради нас носил во чреве человека, предназначенного для жизни, в погребальных одеяниях как бы некоего младенца, обернутого в пелены. Глас же Владыки, узнанный умершим, вытягивал его из гроба вместе с пеленами: Лазарь! говорит – гряди вон(Ин. 11: 43)! И вслед за этим словом быстро стал исходить мертвый, после того, как члены его вновь соединились друг с другом в могиле: глаз возвращался на свое место, нос занимал свое положение, щеки спешили принять прежний вид, шея прирастала к плечам и голове, двоица рук готовилась к своему обычному движению, суставы приходили в гармонию, складывалось расположение пальцев, нервы восстанавливали связи, облекалось в свой состав естество костей, вместе с венами натягивались артерии, вновь создавался костный мозг, сплетались кожистые перепонки, приводились в порядок волосы.

4. Медленно представлял я в слове бег [его] членов. Как конь, ударяемый по условному знаку, так и мертвый по гласу Владыки тут же начал выпрыгивать из гроба, призванный, [вновь] составленный, видимый. Лазарь! гряди вон. Прежде, чем сказать восстань, приказывает выйти! Еще лежащего поторапливает к тому, чтобы бежать! Повели сначала встать, Владыко, и тотчас же после сего повелевай бежать воскресшему! Почему прежде вставания Ты приказываешь выйти еще лежащему? «Да, – говорит, – лежащему повелеваю бежать, чтобы, затрудняя мертвого двумя повелениями, не затягивать исход. Говорю ему: гряди вон, чтобы он бежал быстрее, поскольку один и тот же срок ему назначен для восстания и бега». Тотчас же Лазарь, словно окрыленный, выскочил из могилы, сидящий во гробе скорее как страж, а не как мертвец.

5. Ад же внизу, отдавая мертвеца, наверное, кричал: «Кто есть Сей, Который голосом, будто спящих, восставляет мертвых из гробов? Кто есть Сей, Который отменяет древние законы умерших? Кто есть Сей, Который возбуждает мертвых восставать против меня? Кто есть Сей, Который обращает к мертвым призыв возвращаться наверх? Кто есть Сей, Который для погребенных вводит обычай возвращаться к жизни? Кто есть Сей, Который так легко развязывает узы моих пленников? Кто есть Сей, Который вырвал у меня всех моих мертвецов для того, чтобы они устроили хоровод? Видно, исчез жезл моей тирании над людьми. Обветшала моя тюрьма смерти. Илия удалился, отняв моего мертвеца, чтобы доставить радость женщине (см. 3Цар. 17: 23). После Илии, когда пришел Елисей, два раза устраивал он у меня кражу мертвецов (см. 4Цар. 4: 35; 13: 21). Теперь же Этот, более жестокий, пришедший на помощь мертвым, выступил против меня войною, призывая как живых уже сгнивших мертвецов, и отныне нависла надо мной угроза более не властвовать даже над гниющими трупами, ибо украден у меня мертвец, которого я подверг тлению. Торжествует надо мной четверодневное тело, которое в погребальных одеяниях устраивает хоровод вместе с живущими. Отныне попран я, когда вместе с погребальными пеленами убегает от меня умерший. Кто теперь будет бояться меня, побежденного гниющим мертвецом и ставшего как бы неким охранником сданных на хранение покойников?»

6. Ибо Лазарь был только как бы некоей ценностью, помещенной в гроб на хранение, как золото, которое возвращается назад вместе с печатями, с которыми оно было положено: перевязанный погребальными лентами, он был положен во гроб и потом возвращен назад к жизни вместе с пеленами. Сонм же иудеев, неверующий и сомневающийся перед величием совершившихся чудес, и теперь говорил о Лазаре, как некогда об исцеленном слепорожденном (см. Ин. 9: 8–9): «Это он; это не он». Поэтому, подобно тому, как кто-то, намереваясь возвратить вверенную на сохранение ценность и предвидя подозрение вверившего, тщательно охраняет печати на сей ценности, чтобы вид печатей уверял вкладчика; так же и Владыка Христос, возвращая иудеям Лазаря, ценность, положенную среди мертвых на четыре дня, выводит его наружу вместе с знамениями погребальных пелен, как неких печатей, чтобы те, которые его будут развязывать, сами увидели, что это не кто-то иной, а тот, которого они погребли.

7. Но слепота [их] неверия так и осталась неисправленной, ибо, узнав мертвеца, они возненавидели его из-за чуда и составляли слепые советы: Положили же убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса (Ин. 12: 10–11). О, лукавый совет! Истинно ли, о священники, совершившееся или оно ложно? Ибо если оно истинно, то вы напрасно совещаетесь умертвить того, кто может снова воскреснуть. Если же чудо было подлогом, то зря вы придаете высокое значение сему чуду. Если случившееся есть [ложный] слух, то пусть остается живым тот, о котором ложно распускают слухи, будто он воскрес, чтобы все приступающие к нему узнали от живого, что он не воскрес из мертвых. Если же вы умертвите его, то окажете услугу молве, утратив доказательство против молвы, так что с обеих сторон ваш план сомнителен.

8. О, болезнь, достойная многих стенаний! Врачевание тех, кому завидуют, причиняет раны завистникам; благодетель – предмет ненависти, как будто он вредитель; спасающий считается врагом, словно он убийца. Подобало радоваться, а не огорчаться, когда восстают мертвые. Воскрес мертвец: ты получил повод для радости, найдя Врача, налагающего целительный пластырь мертвецам. Человек, ты имеешь действенное средство для избавления страждущих! У тебя оказался больным сын? Призови против болезни Того, Кто воскресил мертвеца. Твою дочь беспокоит демон (ср. Мк. 7: 25–30Мф. 15: 22–28)? У тебя есть лекарство от этой страсти. Кто-то из твоих домашних борется со смертью (ср. Мф. 8: 5–13Лк. 7: 1–10Ин. 4: 46–54)? Имеешь близко Вырывающего мертвецов из лап смерти. Сколько подарков ты раздал, думая найти помощника в страданиях? Сего же ты нашел даром и отвращаешь взор от находки! Хорошо, раз ты любишь нести убытки, отдай прибыль тем, кто ее желает; смирись с тем, что Лазарь останется в живых; не становись более жестоким, чем смерть, для людей, которых Сей освободил, тогда как ты к ней низводишь; не доводи до того, чтобы жизнь с тобою была наполнена бо́льшим отчаянием, чем могила. Этот мертвец во гробе имел надежду на жизнь, и он вернулся к жизни, даже не лишившись своих пелен, но, живя вместе с тобою, он опасается потерять дар, который стяжал во гробе.

9. Но зачем я посвящаю это слово лукавству иудеев, тогда как воскрешение Лазаря влечет меня к памяти Воскресения? Когда сотрясаются гробы, принуждаемые вернуть мертвецов, когда смущается земля, колеблемая страхом, когда звучат с небес в слух людям звуки труб, ибо сказано: Вострубит, и мертвые воскреснут нетленными (1Кор. 15: 52). Бросая с неба молнии, сходит Судия; воинство ангелов предшествует Судии, пораженное страхом от происходящего, ибо сказано: Силы небесные поколеблются (Мф. 24: 29); сретение праведных в облаках на воздухе (ср. 1Фес. 4: 17); плач демонов, влекомых на суд; диавол, печальный и ведомый в цепях; тираны, влачимые, чтобы дать страшный ответ; наказываемые грабежи богатых; венцы терпению бедных; исповедуемые сговоры царей; исследуемая жизнь священников; досточтимые сонмы дев; тайные блудодеяния, выставляемые напоказ; почитаемая степенность целомудренных; наказываемая распущенность прелюбодеев; венчаемое благодушие долготерпеливых; обличение клеветников, не требующее доказательств; ублажаемые сонмы искренне раскаявшихся; подвергающееся бичеванию притворство лицемеров.

10. Это не мое учение; вы все услышали Павла, всем вопиющего: Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2Кор. 5: 10). Итак, всякий приведи свою жизнь в порядок, помня эти слова: погаси удовольствие, любитель удовольствий, ибо оно есть вещество для гееннского огня. Наказывай чрево, изнеженный, ибо чревоугодие есть легко воспламеняющийся товар; порицая сие, и пророк вопиял к Содомлянам: «Однако вот в чем беззаконие Содома: в гордости и пресыщении хлеба и в изобилии» (Иез. 16: 49). Не допускай себя к излишеству, богатый, ибо оно есть солома для неугасающего пламени. Будь привязан к терпеливости, бедный, ибо благочестивое терпение есть охлаждение геенны. Забудь о нечестии, язычник, только огню полезны колючки. Восстань из еретических догматов, как из гробов, еретик, прежде чем придет оный глас, вопиющий мертвецам: Се, Жених грядет, выходите навстречу Ему (Мф. 25: 6), Христос Бог наш, имеющий судить живых и мертвых (1Пет. 4: 5). Будем же славить Его со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Поделиться:

Читайте также: