В Неделю по Рождестве Христовом!

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Господь сподобил нас вновь слышать евангельское благовестив о пришествии в мир Сына Божия, Спасителя.

Сегодняшний день на языке церковного Устава называется Неделей по Рождестве Христовом. Это первое воскресенье после Рождества Спасителя посвящено воспоминанию о трагическом событии, которое последовало вскоре после пришествия в мир Спасителя.

Из Евангелия от Матфея известно, что царь Ирод, напуганный вестью о рождении Младенца, которая принесена была ему восточными мудрецами — волхвами, решил убить в Вифлееме всех младенцев мужского пола младше двух лет отроду.

Невинные младенцы были избиты, но среди них не оказалось рожденного Спасителя, потому что Ангел Господень, явившись во сне Иосифу, повелел ему вместе с Марией, взяв Отроча, бежать в Египет. И, как известно, Святое Семейство пробыло в Египте до тех пор, пока не умер Ирод, и только затем вернулось в Палестину (см. Мф. 2).

Как это удивительно: в момент рождения Ангелы Божии благовествуют пастухам, а через них всему миру о том, что явилась слава Божия, и на земле мир, и в человеках благоволение (см. Лк. 2:14), то есть в очах Божиих люди обрели благоволение и им даруется мир через рождение Сына Божия.

И тут же, в ответ на эту благую весть, следует избиение младенцев — только ради того, чтобы весть, которую должен был произнести и передать миру Христос, не была услышана.

Страдания, скорбь — это то, с чем столкнулась семья Спасителя, Его Пречистая Матерь, Обручник Иосиф; и, конечно, Сам Господь, будучи младенцем, претерпел невзгоды этого долгого путешествия в Египет.

Явление ангелов, поклонение волхвов, явление звезды — казалось бы, род человеческий, который ожидал Спасителя, должен был в этих знаках увидеть пришествие в мир Сына Божия и поклониться Ему, подобно тому, как поклонились волхвы с востока; принять Спасителя, а затем, слушая Его слово, идти за Ним.

Но ничего подобного не происходит: лежавший во зле мир продолжает во зле лежать (см. 1 Ин. 5:19). И мы знаем, что не только первые годы жизни Спасителя были омрачены гонениями, но и вся последующая Его жизнь — особенно тогда, когда Он вышел на Свое общественное служение, когда стал говорить то, что должен был сказать.

Встречная волна злобы и зависти обрушилась на Спасителя, и мы знаем, что жизнь Его завершилась мученически. Силой Божественной Он воскрес, но это было уже не от человеков, но от Бога; а люди сделали все для того, чтобы умертвить своего Спасителя.

Мы сталкиваемся и сегодня с проявлениями безбожия, нередко воинствующего безбожия; и наиболее распространенные усилия, направленные на то, чтобы весть, принесенная Богочеловеком, не была усвоена людьми, сводятся к тому, чтобы сказать: «да, действительно, был такой человек Иисус; учил, как и многие другие учили, ничего особенного Он не сказал, и другие говорили нечто похожее, да и сейчас говорят».

А потому, мол, сказанное Спасителем есть лишь одна из точек зрения, одно из человеческих мудрований, рядом с ним можно поставить множество других, а человек свободен и может выбирать то, что ему нравится.

Наш лукавый век, обращаясь будто бы к человеческой свободе и предлагая человеку быть свободным, одновременно предлагает ему, под видом этой свободы, отказаться от Божественной истины. А почему мы, собственно говоря, знаем, что это истина — особая?

Почему мы уверены в том, что это не человеческое мудрование? Именно сегодня в послании Галатам апостол Павел отвечает нам на этот вопрос. Он говорит: «Я благовествовал Евангелие не от человеков — я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (см. Гал. 1:11-12).

Мы можем ответить всем, кто ставит под сомнение уникальность слова Спасителя, — мы можем ответить им опытом нашей Церкви. Мы как никто другой столкнулись с силами, которые поставили своей целью полностью искоренить слово Божие из сердец и умов людей.

На искоренение этого слова была брошена огромная человеческая сила — такая сила, которой не было за всю историю рода человеческого. Никакие языческие империи не противились слову Спасителя так, как та сила, что действовала в нашей стране; и наши мученики, которые остались верны этому слову, по количеству своему превосходят всех остальных мучеников.

Продолжая праздновать священное Боговоплощение, Церковь посвящает нынешний день тем, кто в какой-то мере служил тайне воплощения. Это особо близкие Господу люди: праведный Иосиф Обручник, царь Давид и Иаков, брат Господень.

Иосиф, муж праведный и святой — так говорит о нем Евангелие, был обручником Девы Марии, Ее хранителем.

Праведный Иосиф был свидетелем воплощения Сына Божия от Духа Свята и Марии Девы. Он проявлял свою заботу, чтобы сберечь не только Божию Матерь, но Ее Божественного Сына. Вместе с Божией Матерью и Богомладенцем он бежит в Египет, чтобы избавиться от зверской расправы Ирода.

Из рода Давидова произошла Божия Матерь. Святой пророк Давид в своих псалмах, которые мы так любим, которыми молимся, которые употребляем в нашем богослужении, пророчествует о пришествии в мир Искупителя и о том деле, которое Он совершит ради спасения людей.

Святая Церковь почитает ныне и апостола Иакова, брата Господня. По свидетельству святых отцов, Иаков именуется братом Господним потому, что был сыном Иосифа от первой его жены. Святой апостол Иаков стал впоследствии первым Иерусалимским епископом и стяжал себе от Господа святость, а от людей — благоговейное почитание.

Этих трех людей, имевших непосредственное отношение ко Христу и Божией Матери, святая Церковь молитвенно ублажает и величает. Их же святыми молитвами пусть Господь сподобит и нас быть сердцем и душой близкими Ему, нашему Богу и Спасителю.

Пусть же Господь Своею благодатию, щедротами и человеколюбием поможет каждому из нас творить волю Отца Небесного и через это быть Ему братом, сестрой и матерью, быть родным Ему и близким в жизни временной и в жизни вечной.

Аминь.

Поделиться:

Читайте также: