Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Каждую Литургию мы слышим такие знакомые для нас слова: «Блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны миротворцы», — так начинается Нагорная проповедь Спасителя, в которой сосредоточено главное евангельское учение о жизни.

В этих словах запечатлелась самая суть Благой Вести Господа нашего Иисуса Христа. Господь обещает блаженство плачущим, кротким, миротворцам, изгнанным за правду.

Нагорная проповедь не случайно была произнесена на горе. Как в древности был дан на горе Синайский Закон, так, поднявшись на одну из гор на берегу озера Галилейского, Господь провозгласил Свою Благую Весть, Свой Новый Завет, Свою Новую жизнь. С этой горы прозвучали слова о жизни обновленной.

Но что же это такое — блаженство? Это есть высшая ступень счастья, благо — то, к чему стремятся люди на земле. Грешно ли стремиться к счастью? Конечно, нет. Потому что Господь, создавший мир, возлюбил каждую тварь, а особенно нас с вами, людей, ибо мы чада Божии. Господь не мог нас создать ради зла, ради страдания, ради несчастья. Его цель — это благо для всех, для каждой человеческой души.

А кончаются заповеди блаженства, а вернее, обетования блаженства, так: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». О ком же говорит Господь? О тех, кто всегда преуспевал? — нет; о тех, кто всегда жил безоблачно, безболезненно, беспечально? — нет; о тех, кто не испытал в жизни препятствий, разочарований? — нет. Он называет счастливыми плачущих, гонимых за правду, и говорит нам, что в самом страдании Господь с нами пребывает.

Имеет ли к нам это отношение? Прямое! Потому что весь мир страдает, каждый человек страдает. Недаром в Новом Завете сказано: «Мир во зле лежит». Горькая правда. В самом деле, окинем взором свою жизнь, и увидим, сколько было потрясений, огорчений, можно сказать, ни одного дня не проходит, чтобы человек не печалился, не терзался, не мучился от душевных и телесных болей.

Между тем, люди, отошедшие от Бога, забывшие Его заветы, потерявшие все духовные силы, которыми Господь их наделил, терзаются в глубоких муках, духовных и телесных. Мир не знает счастья, хотя за ним гонится. Потому что мир ищет счастья там, где его нет. Сколько сил потратили люди на то, чтобы найти счастье.

Некоторые из вас, наверное, помнят книгу или спектакль «Синяя птица». Синяя птица — это знак счастья. Когда дети ее искали, она была синей, но, оказавшись в их руках, умирала и становилась черной.

Так и счастье человеческое: люди стремятся к почету, к славе, а достигая своей цели, видят, что все не имеет никакой цены. Люди ищут материальных благ и удобств и находят их, но оказывается, что этого совсем не достаточно для счастья.

Сегодняшний мир похож на человека, который бежит за призраком, страстно желает достичь его, поймать его, но призрак ускользает. Сегодня у нас тысячи всяких возможностей и тысячи развлечений, и они увеличиваются с каждым годом. Но можем ли мы сказать, что человек с каждым годом становится спокойнее, добрее, счастливее? Оказывается, и этого недостаточно.

И когда люди не достигают счастья, они взывают к Господу: «Господи! Что же это за счастье? Что же это за цель, к которой мы стремимся?»

И что мы слышим? Совсем неожиданный для нас ответ: Господь вовсе не говорит, что счастливы люди обеспеченные, властвующие, довольные собой. Он говорит, что счастливы, блаженны могут быть люди, изгнанные за правду, люди, которые плачут, то есть переживают какое-то горе, люди, нищие духом, то есть знающие свои недостатки, ищущие обогатиться душою.

Оказывается, счастье не в том, чтобы его искать или завоевывать для себя. Надо забыть об этом. И вот тогда мы действительно найдем то, что ищем: внутренний мир души, радость, спокойствие, доброжелательное отношение ко всем людям, и главное, мир с Богом и с собой.

Человек, который имеет все, о чем мечтают люди на земле, но не имеет мира с собственной совестью и мира с Богом, не нашел и не найдет счастья.

Между тем человек, который лишен многого из того, что люди считают самым заманчивым, но имеет мир с Богом и с собой — счастлив сегодня, здесь.

Ничто нас не спасет, кроме веры, которая приводит ко Христу Спасителю. Откроем свое сердце, сейчас, здесь, в этот момент, и будем молится о том, чтобы Господь коснулся нас, очистил и снял с нас тяжесть жизни. Потому что Он Сам говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас!» И мы должны сами сейчас прийти к Нему — и тогда найдем покой душам нашим, — свет, мир, любовь, радость, блаженство. Аминь.

Поделиться:

Читайте также: