Воскресная проповедь, 8 неделя по пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В Евангелии, которое мы сегодня прочитали, рассказывается, как во время проповеди вокруг Иисуса Христа собралось большое количество людей. Только одних мужчин было около пяти тысяч, а ещё были женщины с детьми, и, может быть, их было в два раза больше.

И все эти люди находились в отдалении от своих сёл и домов, с единственной целью – услышать благостное слово Божье. И конечно, люди есть люди, и питаться им тоже надо, чтобы подкрепить свои силы.

И вот апостол просит Христа, чтобы Он отпустил людей, и они могли подкрепиться. Христос говорит: «Вы дайте им есть» (Лк.9:13). Апостолы развели руками и сказали, что у них всего – то пять хлебов и две рыбы. Христос просит принести то, что у них есть. Он чудным образом умножает всё это после молитвы и благословения. Апостолы несут это людям, и абсолютно все были накормлены.

И, конечно, мы очень многому удивляемся: Его любви, милосердию и терпению. Нам трудно понять – как Человек может источать из себя столько любви? Но мы знаем, что Христос – это Источник, Который никогда не иссякает, и из Него всегда изливается бесконечное множество благодатной любви ко всем людям.

Чудо умножения хлебов, о котором мы сегодня слышали в евангельском чтении, научает нас нескольким вещам. Прежде всего, тому, что Господь может напитать, насытить нас, даже если по человечески у нас ничего — или почти ничего — нет. Наша жизнь и смерть в руках Божиих, и наша пища — то, что мы называем хлебом насущным, — тоже в Его руках.

Это справедливо в отношении пищи не только телесной, но и духовной. Человеку недостаточно одного материального благополучия, чтобы быть счастливым, чтобы душа его была наполнена; ему необходим Сам Бог. И Господь создал человека таким, что душа его всегда стремится к Нему. Только Бог может душу человеческую наполнить и насытить Собою.

И до тех пор, пока Господь не пришел к нам, не вселился в нас, мы алчем и жаждем.

Хлеб, которым питает нас Господь, — это не только хлеб земной, дающий жизнь нашему земному телу, но это и Хлеб, сходящий с небес, т. е. Сам Господь, Которого мы причащаемся в таинстве Евхаристии за Божественной Литургией.

Евхаристия — это то самое чудо умножения хлебов, которое происходит всякий раз, когда мы собираемся в храме Божием на Литургию, всякий раз, когда мы причащаемся Святых Христовых Тайн. В Причастии Сам Господь входит в нас, Он становится единым телом и единой кровью с нами, Его Тело становится нашим телом, Его Кровь — нашей кровью

Готовясь к причащению, мы должны «испытывать себя», чтобы Причастие не было для нас «в суд или во осуждение». А это происходит, когда человек, причащающийся Святых Христовых Тайн, ведет жизнь не евангельскую, живет не по заповедям Божиим. Когда мы причащаемся, мы принимаем в себя не только Христа под видом хлеба и вина, но весь евангельский закон, все нравственные, духовные и иные нормы, содержащиеся в Евангелии.

Пусть каждый из нас испытывает себя, дабы представать перед страшным судом собственной совести еще до того, как наступит последний Страшный суд.

Пусть каждый воскресный и праздничный день даст нам возможность проверить свою жизнь на соответствие евангельскому идеалу, очиститься от грехов в таинстве исповеди, в молитве покаяния и благодарности Богу за то, что Он удостаивает нас этого таинства. Пусть причащение Святых Христовых Тайн поможет нам, обновившись духовно и телесно, соединиться с Богом, потому что только жизнь в Боге может нас насытить и наполнить.

И до тех пор, пока мы не соединились с Ним, душа наша продолжает алкать и жаждать. Но после этого соединения душа приобщается к тому блаженному покою, тому внутреннему миру, который есть Царство Небесное.

И этого Царства мы приобщаемся прежде всего через причащение Святых Христовых Тайн. Вот какое это величайшее таинство, а у нас, грешных, вообще странное отношение к святыне. Возьмем икону, она для нас – безусловная святыня, которую страшно оскорбить непочтительным отношением, а вот человека, сотворённого по образу и подобию Божию, вполне можно и обругать, и обидеть, и унизить.

Ради того, чтобы приложиться к мощам угодника Божия, мы часто готовы совершать дальние и многотрудные паломничества, тратя деньги, силы. А вот единственную святыню, оставленную нам Самим Господом нашим Иисусом Христом, Святую Евхаристию мы легко и без особых угрызений совести уничижаем небрежным и легкомысленным к ней отношением, когда опаздываем к началу богослужения, когда неподобающим образом ведём себя в храме во время её совершения.

А посмотрите, как мы относимся к просфоре, антидору, артосу. Сколько раз приносили к нам в храм пакетики и мешочки, со сгнившими, заплесневелыми, изъеденными червями просфорами! И всякий раз при этом люди спрашивают: «Что с ними теперь делать?»

Всё это происходит потому, что мы перестали относиться к святыне с благоговением, перестали отличать главное от второстепенного. Просфора для нас теперь нечто вроде сувенира, который можно привести из паломничества в дальний монастырь в подарок своему другу, знаемому или сроднику.

А между тем антидор, да и сама просфора, по слову святого Симеона Солунского, «есть освящённый хлеб… этот хлеб преподаётся вместо страшных даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их». Когда-то в древние времена Святых Христовых Тайн причащались все присутствующие на литургии. При этом, конечно, просфора не преподавалась неверным или людям, которые сами себя отлучили от церковного общения.

Я не против паломничеств, я глубоко почитаю мощи святых угодников Божиих. Просто, как говорил наш Господь, «сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф.23.23); надо бы не забывать, что посещение святых мест и почитание святых мощей не заменит и не отменит неопустительного еженедельного совершения Святой Евхаристии «во всяком благочестии и чистоте» (1.Тим.2.2).

Будем как можно чаще прибегать к Причастию с мыслью и молитвой о том, чтобы Он помог нам жить по Евангелию и достичь того духовного состояния, о котором апостол Павел говорил: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Аминь.

Поделиться:

Читайте также: