беседа Господа с самарянкой

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Христос Воскресе!

Возлюбленные во Христе братия и сестры, Господь наш Иисус Христос приходил на землю, учил людей добру и истине, даровал нам Свое Евангелие, явил пример Своей жизни и обещал не оставлять нас без Его помощи и наставления.

И потому мы должны верить, что нет случайностей в нашей жизни, нет никакого дела, в котором бы Господь Сам не научал нас, как нам поступать.

Вот и нынешнее евангельское чтение служит для нас величайшим назиданием и руководством в нашей духовной жизни, учит, как управлять нам свой путь ко спасению.

Сегодня нам была предложена беседа Господа с самарянкой. Поводом к этой беседе послужило следующее обстоятельство. Господь наш Иисус Христос после праздника Пасхи проходил из Иерусалима в Галилею через Самарийскую область. Утомившись от длительного пути и полуденного зноя, Господь сел отдохнуть у колодца вблизи города Сихарь. И в это время подошла за водою женщина-самарянка.

Господь обратился к ней, прося воды, чтобы утолить Свою жажду, и между ними состоялась беседа, в результате которой самарянка не только уверовала в Спасителя, но и сделалась проповедницей Его учения и впоследствии, крещенная с именем Фотины, приняла мученическую кончину за твердое исповедание имени Христова.

В беседе сей Господь обещает и самарянке, и всем верующим в Него дать воду живую, текущую в жизнь вечную. Нам известно, что без воды все умирает. Где нет дождей, где не текут реки, там не произрастает никаких деревьев и растений, но все бывает покрыто песком, и такие места называются пустынями. Одним видом своим наводят они на душу человека страх и отчаяние.

Такое значение в нашей жизни и жизни растительного мира имеет вода вещественная. Но есть еще и вода живая, небесная, которая еще нужнее и которую Господь заповедует всем искать. Вода эта есть прежде всего благодатное учение Христово: когда оно принимается душой, то дает душе блаженство и жизнь. Напротив, когда в душе нет сего учения, тогда душа томится, сохнет, каменеет и вся человеческая жизнь и сердце становится похожей на пустыню, где для человека только страх, или скорбь, или терзание.

Когда Господь попросил у самарянки пить, то она отвечала Ему: Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются (Ин. 4:9). Из этого видно, что она еще не познала, что должно всех любить и всем помогать: вода для утоления жажды телесной у нее была, а воды духовной — благодатного учения Христова — в душе ее еще не было. Она не жаждала телом, но душою томилась от вражды и злобы на иудеев, а потому не имела и Христовой радости, которая неразлучна с любовью.

Вода Христова, которую Он дал всем верующим в Него, есть любовь, правда, мир, а вместе и радость. Все это подается человеку благодатным учением евангельским.

Только учение Христово утоляет жажду нашей души и исполняет ее радостью и любовью. Тело человека, как бы оно ни было здорово и крепко, нуждается в пище и без пищи слабеет и разрушается. И сад, как бы он ни был благоустроен и плодороден, без воды засыхает и пустеет.

Так и душа благочестивого христианина: чтобы была она жива, необходимо ей прилежно поучаться в слове Божием. Все истинные служители Божии знают, что они без чтения и слышания Божественного слова не могли бы твердо стоять на пути добродетелей. Поэтому, дорогие, с усердием прибегайте к слову Божию и черпайте в нем для себя утешение и питие духовное.

В нынешнем евангельском чтении обращают на себя наше внимание и слова Спасителя об истинном служении Богу и истинной молитве. Господь на вопрос самарянки, где должно поклоняться Богу: в Иерусалиме ли или на горе Гаризим, ответил: Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4:23-24).

Господь главным образом требует от нас служения не телесного, но духовного; равно и молитва должна быть не телесная и внешняя, но сердечная, духовная. Молитва ведь не только вычитка и поклоны. Самая же истинная, настоящая, в собственном смысле молитва, — это возношение ума и сердца к Богу, когда человек достигает высочайшего духовного состояния и забывает все житейское и не чувствует, что вокруг него творится.

Телесная молитва без внутренней — то же, что тело без души: это мертвая молитва, не доходящая до Бога. Еще в Ветхом Завете Господь говорил о такой молитве: Приближаются Мне людие сии усты своими и устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене; всуе же чтут Мя (то есть напрасно, без пользы) (Мф. 15:8-9). Не слова, от уст исходящие, умоляют Бога, и не голос наш нужен Богу, а воздыхание сокрушенного сердца. Молитва без внимания все равно что светильник без елея или кадильница без фимиама.

Способны ли мы на такое? Очень многие современные христиане тоже теснят священников, духовников. Но с чем приходят чаще всего они? Что их волнует? Зачастую, к сожалению, это какие-то совершенно бытовые вопросы. И они важны, безусловно, в жизни человека.

Но сегодня мы живем, как будто вся наша жизнь находится здесь на земле. И для неба остается так мало в нашем сердце. И вот самарянка показывает нам пример, как ее сердце живет идеалом неба.

Таковых поклонников ищет Небесный Отец. Только в этой своей сокровенной сути человек подлинно может поклоняться Богу не коленами, не поясницей, не шеей, но только в духе можно кланяться Богу в этой вершине человеческой жизни. Поэтому, дорогие во Христе братия и сестры, подражая примеру самарянки, от проповеди Спасителя обратившейся в проповедницу веры Христовой, и сами станем искренне любить Господа нашего и питать свою душу от благодатного источника воды живой, каким является для нас святое слово Божие.

Сегодня Русская Церковь торжественно празднует перенесение мощей святителя Николая из Малой Азии, в Итальянский город Бари.

Есть основание для этого ликования, потому что если бы святые останки чудотворца Николая не были перевезены, то вряд ли бы они сохранились — с учетом того, как складывалась вся последующая история Малой Азии, где христианская вера была почти полностью уничтожена.

Святые угодники Божии, конечно, являются нашими ходатаями пред Богом, но есть еще что-то очень важное в их служении — они свидетельствуют о Божием Царстве, о том, что человеческая жизнь, источником которой является Божественное творческое начало, не заканчивается с гибелью физического организма, но мы, подобно им, будем пребывать в ином мире.

И святитель чудотворец Николай многими своими чудесами является для нас свидетелем вечной жизни и свидетелем реальности Божественного Царства, которое открывается людям после завершения их земной жизни.

Святые угодники Божии — это словно окошечко в будущую жизнь. Вспоминая их имена, молясь перед их иконами, мы должны просить их и о нашем земном, но также и о вечном, чтобы Господь простил наши грехи, чтобы Он, несмотря на наши слабости, заблуждения, предрассудки, нехорошие привычки, которые так часто нас терзают, открыл нам двери Царства, в котором пребывает святитель и чудотворец Николай, простирая к нам свою любовь и свою чудотворную силу. На всем этом и основывается наша непоколебимая вера в предстательство святых угодников Божиих и прославление их святых имен, как прославляем мы сегодня имя святителя и чудотворца Николая. Аминь.

Поделиться:

Читайте также: